Здания книжки на новом арбате история. «Дома-книжки» на Новом Арбате продают

В четверг, 19 апреля, генеральный директор компании-девелопера Валентина Становова представила проект обновления дома на Новом Арбате, 15. По ее словам, узнаваемая в Москве по форме «книжка», построенная ровно полвека назад, получит современное содержание.

Новаторский проект Михаила Посохина 1960-х годов сразу стал флагманом советского модернизма. Тогдашний Калининский проспект, а ныне - Новый Арбат, отражал дух времени: здесь появились первый салон красоты, магазины парфюмерии и своеобразные здания стали знаком этой одной из центральных улиц, - отметила она. - Как и тогда, Новый Арбат сейчас становится полем для экспериментов. Мы долго ломали голову - как интегрировать современное инженерное оборудование, как объединить тот дух и нынешние технологии безопасности.

Сроки для проектирования, по ее признанию, были очень сжатыми.

Да и каждый специалист знает, что реконструировать сложнее, чем строить заново, - добавила она.

В итоге было решено, на Новом Арбате появятся гостиница и апартаменты. Уникальное здание станет еще одним туристическим символом Москвы.

Инвестор уловил нынешний тренд по созданию новых центров притяжения в мегаполисе, по переосмыслению функции старых зданий и сохранению их уникальности. В то же время столичные власти и туристы говорят о необходимости открытия современных отелей в центре Москвы.

Как рассказала руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер, мини-отели и крупные гостиницы стали скучны на московском рынке. Продукт, который мог бы сочетать в себе последние технологии, отличаться качеством и быть в итоге доступным для потребителем, давно ждет своей реализации.

Четыре года гостиницы принимают все больше и больше постояльцев, - сказала она о необходимости строительства новых зданий.

В 2017 году московские качественные отели установили шестилетний рекорд по загрузке: 74 процентов номеров было занято.

Рост загрузки отелей и увеличение их доходности свидетельствуют о том, что на рынке существует ниша для выхода гостиниц уровня 4 и 5 звезд.

В реализации проекта на Новом Арбате поучаствовала международная компания. Ее президент Юджин Стааль признался, что давно хотел реализовать необычный проект в нашем мегаполисе.

Москва всегда была в моем сердце, и любовь к российской столице заставляла возвращаться меню сюда снова, - признался он. - Я удивлен тому прогрессу, которого достиг город в плане архитектуры, своего градостроительного развития, жизненного уклада.

По его словам, появление отеля на 300 номеров на Новом Арбате - это своего рода открытие дверей для одного из мировых представителей гостиничного бизнеса. Юджин Стааль выразил надежду на плодотворное сотрудничество со всеми участниками проекта в Москве. Он также рассказал, что в проекте предусмотрены различные виды активности, в здании будут проходить различные события, встречи и мастер-классы.

Другую часть дома-«книжки» займут сервисные апартаменты. Их построят по нью-йоркским образцам. Полный объем инвестиций в проект составляет 6,4 миллиарда рублей. Ориентировочное открытие намечено на лето этого года. Номерной фонд подготовят к размещению болельщиков Чемпионата мира по футболу. Отель будет соответствовать требованиям ФИФА. В настоящее время ведутся переговоры с двумя европейскими ассоциациями по размещению голландских и датских фанатов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Гуляев, руководитель Департамента спорта и туризма города Москвы:

Москве есть что предложить туристу на любой вкус и кошелек - от пятизвездочных гостиниц до бюджетных и при этом качественных хостелов. Новые гостиницы появляются ежегодно и в полной мере удовлетворяют растущий туристический поток. Москва готова принять всех в любое время года, готова удовлетворить самого взыскательного и искушенного туриста. И для тех, кто давно хотел познакомиться с Россией - гостеприимной, самобытной, древней и современной одновременно, - осталось сделать последний шаг на пути к Москве настоящей - купить билет и приехать в наш город.

СПРАВКА

"Дом-книжка" на Новом Арбате, 15 - это 26-этажное здание площадью 28,9 тысячи квадратных метров, оно было построено в 1968 году и долго находилось на балансе мэрии Москвы. Затем оно было продано на аукционе. Внешне здание напоминает раскрытую книгу, поэтому получило такое название.

Фото: пресс-служба Стройкомплекса Москвы

Дома-книжки на Новом Арбате планируют реконструировать под гостиницы к Чемпионату мира по футболу в 2018 году..

Проект магистрали, которая связывала бы центр столицы с новыми кварталами на западе, относится к 30-м годам. Улица на начальном участке должна была пройти параллельно Арбату и поэтому получила рабочее название Новый Арбат. Ее не успели построить до войны, и к идее вернулись лишь в начале 60-х годов.

Участок Нового Арбата (тогда проспект Калинина) от Арбатских ворот до Садового проложили по переулкам и улицам, расположенным между Арбатом и Поварской, в результате этого с карты города исчезли Собачий и Кречетниковский переулки и Собачья площадка.

История вопроса

Собачье площадкой называлась площадь в Москве, расположенная к северу от нынешнего дома № 17 по Новому Арбату между Серебряным, Большим Николопесковским, Малым Николопесковским, Борисоглебским, Кречетниковским переулками и Композиторской улицей. По одной из версий, такое название площадь получила, потому что во времена Ивана Грозного здесь находился "псарный двор", в котором содержались своры собак для царской охоты.

По проекту группы архитекторов, в которую входили Михаил Посохин, Ашот Мдоянц, Борис Тхор, Игорь Покровский и другие, в 1962-68 годах на Калининском решили построить девять высотных зданий. Считается, что идея пришла в голову Никите Хрущеву после поездки в Америку.

Четыре 26-этажных дома с фасадами, напоминающими раскрытые книги, расположились по нечетной стороне улицы. Здания соединили двухъярусным застекленным стилобатом протяженностью 850 метров, в котором в советское время были расположены магазины.

История вопроса

В современной архитектуре стилобатом называют естественную или искусственно созданную возвышенную платформу, на которой возводится сооружение.

Для удобства доставки товаров по всей длине соорудили тоннель длиной 1 километр и шириной 9 метров. Въезды в него расположились с торцов и со стороны двух арбатских переулков. Таким образом, грузовые машины не беспокоили жителей района.

Помимо магазинов, во времена СССР здесь размещались восемь министерств: электротехнической промышленности, энергетического и тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения, строительного, дорожного и коммунального машиностроения, угольной промышленности, мясной и молочной промышленности, цветной металлургии, легкой промышленности и пищевой промышленности.

Проспект Калинина. Фото: ИТАР-ТАСС, 1963 год

Сейчас три здания принадлежат Москве, а одно - правительству России. Большинство помещений сдается в аренду.

Возведение панельных высоток посреди исторической застройки города вызвало неодобрение у многих москвичей. Например, писатель Юрий Нагибин назвал этот участок Нового Арбата "вставной челюстью Москвы". Кроме того, здания получили ироничное прозвище "Посохинские сберкнижки" - по фамилии главного архитектора.

Но были и те, кому новая архитектура пришлась по душе. Из-за нарочитой несоветскости Нового Арбата его называли "двумя километрами Бродвея" и "единственной европейской улицей Москвы".

Сейчас, почти полвека спустя, дома-"книжки" стали таким же символом Москвы, как Кремль, Останкинская башня или сталинские высотки.

Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки на ножках 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей новой рубрике «Где ты живёшь» The Village будет рассказывать о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В первом выпуске мы узнали у журналистки Ирины Дохикян, как устроена жизнь в многоэтажных башнях на Новом Арбате.

Проспект Калинина (именно так назывался Новый Арбат до 1994 года) - советский Манхэттен и запоздалый отзвук эпохи «оттепели»: именно здесь бывали герои фильмов «Я шагаю по Москве» и «Три тополя на Плющихе». К 1963 году на месте исторических Собачьей площадки и Кречетниковского переулка пробили широкий проспект, который должен был стать частью новой правительственной трассы. А спустя пять лет на обеих сторонах проспекта появились высотки: по чётной стороне - жилые башни экспериментальной серии 1МГ-601Ж, по нечётной - административные «книжки», объединённые километровым стилобатом с магазинами. Автором модернистского ансамбля стал главный архитектор Москвы и автор Михаил Посохин. Впоследствии радикальный проект не раз критиковали, а писатель Юрий Нагибин и вовсе назвал Новый Арбат «вставной челюстью Москвы».


Высота потолков

270 сантиметров

Санузел

раздельный

Площадь кухни

6,5 м²


Однокомнатная квартира

30 м²

Двухкомнатная квартира

45 м²

Трёхкомнатная квартира

55 м²


В доме 24 этажа, и людям, которые живут высоко, иногда приходится несладко: когда ломается лифт, приходится спускаться пешком по очень крутой лестнице. А если ещё и электричество выключили - бывает периодически, - то делать это приходится в абсолютной темноте. Кроме того, зимой здесь такая же температура, как на улице. Родители рассказывали, что однажды в 1970-е годы случилась очень холодная зима, и как-то отключили электричество. Всем пришлось спускаться по обледенелой тёмной лестнице.

На Новом Арбате у вас совсем нет двора - то есть вообще. Пятачок пять на пять метров, что находится перед подъездом, даже не считается придомовой территорией, поэтому мы не можем его привести в порядок. Мы купили скамейку, чтобы наши бабушки могли посидеть тут, но консьерж выносит её по требованию. Если же её оставить, то у подъезда будет бесконечная тусовка алкоголиков со Старого Арбата. У дома нет ни детской площадки, ни нормальной парковки. Я оплачиваю резидентскую парковку и ставлю машину на Поварской улице. Единственное, чего удалось добиться, - так это убрать помойку прямо от подъезда. Теперь приходится ходить подальше с мусором, но это лучше, чем контейнер прямо перед входом. Кстати, где-то в доме есть мусоропровод, но, кажется, никто его никогда не видел. Не представляю, где он находится.

Когда бывает салют, я поднимаюсь на общий балкон какого-нибудь верхнего этажа - в темноте потрясающий вид. Но всё это действительно круто лишь тогда, когда ты пришёл в гости. А когда тут живёшь, не очень здорово: всё время мигают витрины, машины шумят без конца, сирены просто не замолкают. И, несмотря на то, что тут центр, ходить по улицам поздним вечером очень страшно. Шатаются толпы какого-то неприятного народа, гастарбайтеры и таксисты, а в переходе постоянно поют не лучшие исполнители на свете.

Я как-то была в гостях на третьем этаже в нашем доме - в квартире, у которой окна выходят на Поварскую улицу и, соответственно, прямо на церковную колокольню. Представляете, какой там звон? Но хозяева всё равно больше жалуются на стройку, которая уже очень долгое время идёт на противоположной стороне улицы.

Я в этом доме родилась и помню, что раньше здесь было поспокойнее, а на Новом Арбате росли деревья. Сейчас тут очень тревожно. Был один классный проект: предлагали озеленить крышу, которая объединяет первые этажи «книжек» на той стороне Арбата - это было бы отлично. Ещё хотели опустить Арбат в тоннель под землю, а сверху сделать парк - сумасшедшая вещь. Но тут уже жители района запаниковали - как строить всё это?



Цена двухкомнатной квартиры

17 500 000 рублей 1

Аренда двухкомнатной квартиры

70 000 рублей в месяц 2


МОСКВА, 15 июля — РИА Новости, Вера Козубова. Власти Москвы планируют кардинально изменить вид Нового Арбата при помощи нестандартных архитектурных решений. В ближайшее время они должны определиться, как будет выглядеть основная "изюминка" пешеходной улицы столицы — дома-книжки. Редакция портала "РИА Недвижимость " решила вспомнить историю одной из главных московских улиц и узнать, как он может измениться в ближайшее десятилетие.

Несбывшиеся планы

Впервые о создании широкой магистрали рядом с Арбатом, которая связывала бы центр Москвы с новыми кварталами на западе, заговорили в 30-х годах XX века. По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года ее планировалось проложить между улицей Воровского (сегодня Поварская улица) и современным старым Арбатом.

"По сути, градостроители предлагали продлить Воздвиженку, поскольку она не имела прямого выхода к Садовому кольцу", — говорит член Союза краеведов России, куратор проекта "СовАрх" Денис Ромодин.

Новой улице власти хотели дать громкое имя — Проспект Конституции. Предполагалось, что по обеим ее сторонам появятся огромные "сталинские" здания, по аналогии с Кутузовским проспектом.

Но в 30-е годы реализация такого масштабного плана была невозможна, поскольку одновременно шла реконструкция "витрины" Москвы — улицы Горького. Власти решили отложить строительство рядом с Арбатом еще и потому, что требовался снос большого района Москвы, а людей, которые там жили, некуда было переселять. А потом началась Великая Отечественная война, и о массовой реконструкции центра пришлось забыть.

Причуда генсека

Идеей строительства новой магистрали в 1959 году загорелся генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Новый Арбат стал апофеозом эстетического просвещения Никиты Сергеевича. В многочисленных зарубежных поездках Хрущев смотрел, какой бывает архитектура, и какие-то проекты и тенденции нашли отклик в душе генсека. Самое сильное впечатление на него произвела Куба, а особенно набережная Гаваны, застроенная небоскребами-гостиницами.

В голове вождя родился грандиозный архитектурный проект по превращению Нового Арбата в своеобразную набережную, которая должна напомнить о том, что Москва является "портом пяти морей" — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, как считалось в советское время. Поэтому на фотографиях того периода Арбат часто снимали со стороны воды.

Впрочем, были и объективные причины прорубить через жилые кварталы новую широкую дорогу.

"В конце 50-х годов требовалось разгрузить старый Арбат от большого количества транспорта — на тот момент возросло значение Минского шоссе как дороги на Брест и как парадного съезда в Москву с запада столицы", — отмечает Ромодин. По его словам, что гости столицы въезжали по Минскому шоссе, попадали на Можайское шоссе, тогдашнюю часть Кутузовского проспекта, а потом резко сворачивали в маленький Арбат.

Новая магистраль должна была стать частью проспекта Калинина. Проект превращения Нового Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован видными советскими архитекторами. Среди них был Михаил Посохин, Алексей Гутнов, Зоя Харитонова, Татьяна Малявкина, Олег Баевский.

Проект начал реализовываться в 1963 году. Были построены "книжки" от улицы Воровского до Садового кольца и жилые корпуса, а также здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). "Это тоже "книжка", но если высотки на Новом Арбате выглядят как прямые книги в твердой обложке, то здание СЭВа выглядит больше как книга в мягкой обложке", — объясняет Ромодин.

Однако после того как главный инициатор проекта Никита Хрущев был отправлен в отставку, у нового руководства страны не оказалось желания развивать его идеи. По словам Ромодина, развитие основной части Нового Арбата завершилось в 1968 году.

"Проект застройки Нового Арбата так и не был реализован в полном объеме, хотя у Посохина еще в 1980-е годы были идеи достроить Калининский проспект. Реконструкция Арбатской площади закончилось тем, что было возведено новое здание министерства обороны, но уже в другой стилистике — получилось мраморное тяжеловесное здание", — рассказывает Ромодин.

Высотки Арбата

Как уже говорилось, Хрущев утверждал проект "книжек", вдохновляясь кубинской Гаваной. Но больше всего Новый Арбат напоминает новую шведскую застройку, говорит Ромодин. "Например, в центре Стокгольма был снесен большой квартал и построена улица Кунсгатан, которая напоминает Арбат с его стилобатами и высотными зданиями", — указывает краевед.

"Больше в Москве нигде такого не было. Конечно, была улица Горького (нынешняя Тверская улица — прим. РИА Новости), но она строилась в предвоенный период, и многие магазины там устарели. А на Арбате были большие современные магазины, можно было посидеть в одном из кафе, которые были очень демократичными по ценам. Это был как глоток свежего воздуха в старой Москве", — отмечает Ромодин.

В 1990-е и первой половине 2000-х это была улица казино — их было здесь пять, сейчас место казино заняли рестораны и кафе, причем их открывается все больше и больше. По нечетной стороне в начале 2000-х были разделены паркинги и пешеходная зона.

В самих "книжках" в советское время располагались административные учреждения, различные министерства. Например, в советское время в здании располагались министерство тяжелого и транспортного машиностроения (Минтяжмаш СССР), Министерство электротехнической промышленности (Минэлектротехпром СССР), кафе "Валдай", гастроном "Новоарбатский", пивбар "Жигули". Для того времени высотки были новаторскими: это были сборные каркасные здания с облицованными плиткой панелями, которую можно было отмыть или очистить от грязи.

Шедевром архитектурного модернизма можно назвать здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): оно построено на основе из сборного каркаса, но в его облицовке есть и индивидуальные элементы, поясняет Ромодин. Что касается остальных "книжек", то там сборный типовой каркас и типовые панели облицовки.

Впрочем, Новый Арбат — это не только административные здания, но и жилые дома. В 60-е годы здесь были построены 25-этажные сдвоенные каркасно-панельные дома. Например, по адресу Новый Арбат, 10, корпус 1 располагается жилой дом-башня с рестораном (раньше здесь находилось кафе "Ивушка"). Здание по адресу Новый Арбат,22 — это дом-башня с предприятиями обслуживания (изначально магазин грампластинок "Мелодия", ныне" Кофехауз", ресторан "Ньокки" и другие). На улице находится также один из самых статусных объектов элитной недвижимости Москвы — ЖК "Арбат Тауэр", который был построен уже в конце 1990-х годов.

Список потерь

К сожалению, прокладка Калининского проспекта как одной из центральных магистралей Москвы привела к исчезновению не только многих отдельных арбатских домов, но и целых его кварталов: не стало Большого Каковинского, Кречетниковского переулков, частично Большой и Малой Молчановок и Собачьей площадки. По преданию, при Иване Грозном здесь находилась псарня, где держали собак для царской охоты. Это интересный кусочек старой Москвы и редкий пример старой московской площади, где пересекались несколько старых зданий. Был уничтожен и Дом Хомяковых, и многие другие особняки, а также необычный фонтан, который можно было бы сохранить. Проектом также предполагалось снести церковь Симеона Столпника и ресторан "Прага", но в итоге их оставили.

Стоит отметить, что возведение панельных высоток посреди исторической застройки города вызвало неодобрение у многих москвичей. Например, писатель Юрий Нагибин назвал этот участок Нового Арбата "вставной челюстью Москвы". Кроме того, здания получили ироничное прозвище "Посохинские сберкнижки" — по фамилии главного архитектора.

Впрочем, Ромодин утверждает, что снос исторических построек в центре города — распространенная практика для европейских городов в 60-е годы XX века. Например, в центре Хельсинки на Привокзальной площади была снесена вся историческая застройка, кроме здания вокзала и Художественного музея. Взамен снесенных зданий был возведен новый модернистский ансамбль. Во-первых, это была рядовая застройка и к ней не относились как к исторической. В европейских столицах, которые серьезно не пострадали в годы Второй мировой войны, появлялись новые современные кварталы. В середине XX века это было очень распространенным явлением.

Модернизация советского наследия

Со временем "книжки", которые долго считались "изюминкой" Нового Арбата, морально устарели, и проблема сохранения зданий стоит остро. Московские власти пытались найти инвестора, которые могли бы заняться модернизацией трех их четырех книжек. Сейчас большая часть площадей в домах-книжках сдается в аренду в основном под офисы.

На одну из книжек инвестора удалось найти. В апреле структура компании Capital Group "Апарт Груп" приобрела "дом-книжку" №15 на Новом Арбате по стартовой цене в 2,4 миллиарда рублей. От продажи третьей "книжки" власти Москвы отказались, так как там находится много городских организаций. Однако они по-прежнему не теряют найти покупателя и на вторую высотку.

Денис Ромодин считает, что знаменитые высотки нуждаются в модернизации.

"Неудачный опыт был с одной из "книжек", которая стоит ближе к Садовому кольцу. Она была облицована тяжеловесными панелями, и здание стало выбиваться из всей застройки. Однако панели исчерпали свой ресурс, их надо утеплять и модернизировать, так как эта плитка осыпается, сильно выделяются стыки", — вспоминает эксперт. Он не исключил того, что лучший проект по модернизации высоток может быть выбран в ходе архитектурного конкурса.

"Что касается "книжек" на Арбате, то, на мой взгляд, необходимо пересмотреть концепцию первых двух этажей стилобата и вернуть всем магазинам единый облик. Возможно, стоит разработать интересный дизайн вывесок, чтобы вернуть зданию легкость архитектуры стекла и бетона. Также из здания лучше вывести административную функцию. Было бы лучше, если бы там располагались современные гостиницы или жилые апартаменты", — считает Ромодин.

А старый фонтан, который стоял рядом с Собачьей площадкой, он предложил не возвращать. Это новодел, он будет смотреться неуместно на огромной магистрали, объясняет Ромодин. Возможно, стоит отметить то место, где когда-то была собачья площадка, в виде контура и сделать там памятный знак и соответствующую информационную табличку. А восстанавливать историческую застройку в том виде, в котором она была, нет смысла. Но можно подумать о новой застройке по современному проекту, которые возвращали бы нас к старым традициям Москвы.

Судьба "книжки"

В свою очередь директор по развитию строительных проектов Capital Group Павел Корнилов считает, что позиционирование домов-книжек как морально устаревших зданий ошибочно.

Напомним, что покупателем первого "дома-книжки" стала структура Capital Group "Апарт Груп". Компания приобрела его по стартовой цене аукциона 2,4 миллиарда рублей. Запланированные инвестиции в реконструкцию "дома-книжки" составят не менее 6,5 миллиарда рублей. После завершения работ в здании планируется открыть многофункциональный комплекс с жильем, гостиницей и офисами.

"Эти здания детально отображают эпоху середины XX века, когда и были построены, и мы, как девелопер, своей задачей ставим сохранение этого стилистического образа. Архитектура всегда символизирует ту эпоху, когда была построена. В послевоенной архитектуре был взят ракурс на фундаментализм, техногенный формат, массивные строения с колоннами. На мой взгляд, архитектура Нового Арбата имеет очень интересную историю и ни о каком моральном устаревании речи быть не может", — размышляет Корнилов.

Он также обратил внимание на то, что дом-книжка — это здание, относящееся к разряду экспериментальных, по такой технологии никто никогда не строил. Например, перекрытия в здании сделаны из железобетонных блоков, которые используются в панельном домостроении. При этом колонны у здания литые, так что часть несущей нагрузки перераспределена на конструкцию панельного фасада.

"Наша главная цель — не переделать, а сохранив внешний облик здания наполнить его современной технологической начинкой. К примеру, за счет применения подхода BIM при проектировании объекта мы достигаем максимально компактного размещения внутренних инженерных коммуникаций, что в свою очередь позволяет увеличить полезные площади здания, повысить высоту помещений до чистого потолка", — подчеркнул Корнилов.

Сейчас Capital Group находится в активном процессе проектирования объекта. В качестве проектировщика объекта была выбрана компания "Аврора-Проект". Это будет многофункциональный комплекс с жилыми апартаментами с отделкой, спроектированный по принципу нью-йоркских апартаментных комплексов, когда в одном здании есть и жилой функционал, и офисы, и гостиница, и вся необходимая для жизни инфраструктура.

При этом компания планирует оставить в здании тот советский конторский "НИИшный дух", некий прообраз интерьеров картины "Служебный роман" с тяжелыми дверями, темно-зелеными стенами.

"Архитектурные решения дома-книжки в момент его создания были очень глубоко продуманы. Однако, как и многие другие прекрасные здания этого периода, оно сильно пострадало от массового увлечения "евроремонтом". Задача проекта — вернуть зданию первоначальный облик, очистить его от лишнего мусора, модернизировав функционально-техническую составляющую", — говорит Корнилов.

В итоге, по его словам, здание после реконструкции может приобрести формат арт-объекта. Но в целом архитектурный облик здания планируется сохранить.

"Примеров аналогичной реновации зданий много в мировой практике: это и огромное количество башен на Манхеттене, Soho House в Берлине", — сказал Корнилов. Он вспоминает фреску в холле Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, которую расписывал мексиканский художник Диего Ривьера, известный своими коммунистическими убеждениями. Он работал над фреской сразу же после посещения Советского Союза и центром композиции стал Владимир Ленин и символика коммунизма. Обнаружив, что одной из фигур композиции является Ленин, Нельсон Рокфеллер потребовал заменить его лицом неизвестного человека.

"Не так давно штукатурка, покрывающая фреску, оббилась и сегодня это интереснейший арт-объект, ценный именно благодаря сохранившемуся духу того времени, когда был создан", — указывает Корнилов.

МОСКВА, 15 июля — РИА Новости, Вера Козубова. Власти Москвы планируют кардинально изменить вид Нового Арбата при помощи нестандартных архитектурных решений. В ближайшее время они должны определиться, как будет выглядеть основная "изюминка" пешеходной улицы столицы — дома-книжки. Редакция портала "РИА Недвижимость " решила вспомнить историю одной из главных московских улиц и узнать, как он может измениться в ближайшее десятилетие.

Несбывшиеся планы

Впервые о создании широкой магистрали рядом с Арбатом, которая связывала бы центр Москвы с новыми кварталами на западе, заговорили в 30-х годах XX века. По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года ее планировалось проложить между улицей Воровского (сегодня Поварская улица) и современным старым Арбатом.

"По сути, градостроители предлагали продлить Воздвиженку, поскольку она не имела прямого выхода к Садовому кольцу", — говорит член Союза краеведов России, куратор проекта "СовАрх" Денис Ромодин.

Новой улице власти хотели дать громкое имя — Проспект Конституции. Предполагалось, что по обеим ее сторонам появятся огромные "сталинские" здания, по аналогии с Кутузовским проспектом.

Но в 30-е годы реализация такого масштабного плана была невозможна, поскольку одновременно шла реконструкция "витрины" Москвы — улицы Горького. Власти решили отложить строительство рядом с Арбатом еще и потому, что требовался снос большого района Москвы, а людей, которые там жили, некуда было переселять. А потом началась Великая Отечественная война, и о массовой реконструкции центра пришлось забыть.

Причуда генсека

Идеей строительства новой магистрали в 1959 году загорелся генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Новый Арбат стал апофеозом эстетического просвещения Никиты Сергеевича. В многочисленных зарубежных поездках Хрущев смотрел, какой бывает архитектура, и какие-то проекты и тенденции нашли отклик в душе генсека. Самое сильное впечатление на него произвела Куба, а особенно набережная Гаваны, застроенная небоскребами-гостиницами.

В голове вождя родился грандиозный архитектурный проект по превращению Нового Арбата в своеобразную набережную, которая должна напомнить о том, что Москва является "портом пяти морей" — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, как считалось в советское время. Поэтому на фотографиях того периода Арбат часто снимали со стороны воды.

Впрочем, были и объективные причины прорубить через жилые кварталы новую широкую дорогу.

"В конце 50-х годов требовалось разгрузить старый Арбат от большого количества транспорта — на тот момент возросло значение Минского шоссе как дороги на Брест и как парадного съезда в Москву с запада столицы", — отмечает Ромодин. По его словам, что гости столицы въезжали по Минскому шоссе, попадали на Можайское шоссе, тогдашнюю часть Кутузовского проспекта, а потом резко сворачивали в маленький Арбат.

Новая магистраль должна была стать частью проспекта Калинина. Проект превращения Нового Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован видными советскими архитекторами. Среди них был Михаил Посохин, Алексей Гутнов, Зоя Харитонова, Татьяна Малявкина, Олег Баевский.

Проект начал реализовываться в 1963 году. Были построены "книжки" от улицы Воровского до Садового кольца и жилые корпуса, а также здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). "Это тоже "книжка", но если высотки на Новом Арбате выглядят как прямые книги в твердой обложке, то здание СЭВа выглядит больше как книга в мягкой обложке", — объясняет Ромодин.

Однако после того как главный инициатор проекта Никита Хрущев был отправлен в отставку, у нового руководства страны не оказалось желания развивать его идеи. По словам Ромодина, развитие основной части Нового Арбата завершилось в 1968 году.

"Проект застройки Нового Арбата так и не был реализован в полном объеме, хотя у Посохина еще в 1980-е годы были идеи достроить Калининский проспект. Реконструкция Арбатской площади закончилось тем, что было возведено новое здание министерства обороны, но уже в другой стилистике — получилось мраморное тяжеловесное здание", — рассказывает Ромодин.

Высотки Арбата

Как уже говорилось, Хрущев утверждал проект "книжек", вдохновляясь кубинской Гаваной. Но больше всего Новый Арбат напоминает новую шведскую застройку, говорит Ромодин. "Например, в центре Стокгольма был снесен большой квартал и построена улица Кунсгатан, которая напоминает Арбат с его стилобатами и высотными зданиями", — указывает краевед.

"Больше в Москве нигде такого не было. Конечно, была улица Горького (нынешняя Тверская улица — прим. РИА Новости), но она строилась в предвоенный период, и многие магазины там устарели. А на Арбате были большие современные магазины, можно было посидеть в одном из кафе, которые были очень демократичными по ценам. Это был как глоток свежего воздуха в старой Москве", — отмечает Ромодин.

В 1990-е и первой половине 2000-х это была улица казино — их было здесь пять, сейчас место казино заняли рестораны и кафе, причем их открывается все больше и больше. По нечетной стороне в начале 2000-х были разделены паркинги и пешеходная зона.

В самих "книжках" в советское время располагались административные учреждения, различные министерства. Например, в советское время в здании располагались министерство тяжелого и транспортного машиностроения (Минтяжмаш СССР), Министерство электротехнической промышленности (Минэлектротехпром СССР), кафе "Валдай", гастроном "Новоарбатский", пивбар "Жигули". Для того времени высотки были новаторскими: это были сборные каркасные здания с облицованными плиткой панелями, которую можно было отмыть или очистить от грязи.

Шедевром архитектурного модернизма можно назвать здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): оно построено на основе из сборного каркаса, но в его облицовке есть и индивидуальные элементы, поясняет Ромодин. Что касается остальных "книжек", то там сборный типовой каркас и типовые панели облицовки.

Впрочем, Новый Арбат — это не только административные здания, но и жилые дома. В 60-е годы здесь были построены 25-этажные сдвоенные каркасно-панельные дома. Например, по адресу Новый Арбат, 10, корпус 1 располагается жилой дом-башня с рестораном (раньше здесь находилось кафе "Ивушка"). Здание по адресу Новый Арбат,22 — это дом-башня с предприятиями обслуживания (изначально магазин грампластинок "Мелодия", ныне" Кофехауз", ресторан "Ньокки" и другие). На улице находится также один из самых статусных объектов элитной недвижимости Москвы — ЖК "Арбат Тауэр", который был построен уже в конце 1990-х годов.

Список потерь

К сожалению, прокладка Калининского проспекта как одной из центральных магистралей Москвы привела к исчезновению не только многих отдельных арбатских домов, но и целых его кварталов: не стало Большого Каковинского, Кречетниковского переулков, частично Большой и Малой Молчановок и Собачьей площадки. По преданию, при Иване Грозном здесь находилась псарня, где держали собак для царской охоты. Это интересный кусочек старой Москвы и редкий пример старой московской площади, где пересекались несколько старых зданий. Был уничтожен и Дом Хомяковых, и многие другие особняки, а также необычный фонтан, который можно было бы сохранить. Проектом также предполагалось снести церковь Симеона Столпника и ресторан "Прага", но в итоге их оставили.

Стоит отметить, что возведение панельных высоток посреди исторической застройки города вызвало неодобрение у многих москвичей. Например, писатель Юрий Нагибин назвал этот участок Нового Арбата "вставной челюстью Москвы". Кроме того, здания получили ироничное прозвище "Посохинские сберкнижки" — по фамилии главного архитектора.

Впрочем, Ромодин утверждает, что снос исторических построек в центре города — распространенная практика для европейских городов в 60-е годы XX века. Например, в центре Хельсинки на Привокзальной площади была снесена вся историческая застройка, кроме здания вокзала и Художественного музея. Взамен снесенных зданий был возведен новый модернистский ансамбль. Во-первых, это была рядовая застройка и к ней не относились как к исторической. В европейских столицах, которые серьезно не пострадали в годы Второй мировой войны, появлялись новые современные кварталы. В середине XX века это было очень распространенным явлением.

Модернизация советского наследия

Со временем "книжки", которые долго считались "изюминкой" Нового Арбата, морально устарели, и проблема сохранения зданий стоит остро. Московские власти пытались найти инвестора, которые могли бы заняться модернизацией трех их четырех книжек. Сейчас большая часть площадей в домах-книжках сдается в аренду в основном под офисы.

На одну из книжек инвестора удалось найти. В апреле структура компании Capital Group "Апарт Груп" приобрела "дом-книжку" №15 на Новом Арбате по стартовой цене в 2,4 миллиарда рублей. От продажи третьей "книжки" власти Москвы отказались, так как там находится много городских организаций. Однако они по-прежнему не теряют найти покупателя и на вторую высотку.

Денис Ромодин считает, что знаменитые высотки нуждаются в модернизации.

"Неудачный опыт был с одной из "книжек", которая стоит ближе к Садовому кольцу. Она была облицована тяжеловесными панелями, и здание стало выбиваться из всей застройки. Однако панели исчерпали свой ресурс, их надо утеплять и модернизировать, так как эта плитка осыпается, сильно выделяются стыки", — вспоминает эксперт. Он не исключил того, что лучший проект по модернизации высоток может быть выбран в ходе архитектурного конкурса.

"Что касается "книжек" на Арбате, то, на мой взгляд, необходимо пересмотреть концепцию первых двух этажей стилобата и вернуть всем магазинам единый облик. Возможно, стоит разработать интересный дизайн вывесок, чтобы вернуть зданию легкость архитектуры стекла и бетона. Также из здания лучше вывести административную функцию. Было бы лучше, если бы там располагались современные гостиницы или жилые апартаменты", — считает Ромодин.

А старый фонтан, который стоял рядом с Собачьей площадкой, он предложил не возвращать. Это новодел, он будет смотреться неуместно на огромной магистрали, объясняет Ромодин. Возможно, стоит отметить то место, где когда-то была собачья площадка, в виде контура и сделать там памятный знак и соответствующую информационную табличку. А восстанавливать историческую застройку в том виде, в котором она была, нет смысла. Но можно подумать о новой застройке по современному проекту, которые возвращали бы нас к старым традициям Москвы.

Судьба "книжки"

В свою очередь директор по развитию строительных проектов Capital Group Павел Корнилов считает, что позиционирование домов-книжек как морально устаревших зданий ошибочно.

Напомним, что покупателем первого "дома-книжки" стала структура Capital Group "Апарт Груп". Компания приобрела его по стартовой цене аукциона 2,4 миллиарда рублей. Запланированные инвестиции в реконструкцию "дома-книжки" составят не менее 6,5 миллиарда рублей. После завершения работ в здании планируется открыть многофункциональный комплекс с жильем, гостиницей и офисами.

"Эти здания детально отображают эпоху середины XX века, когда и были построены, и мы, как девелопер, своей задачей ставим сохранение этого стилистического образа. Архитектура всегда символизирует ту эпоху, когда была построена. В послевоенной архитектуре был взят ракурс на фундаментализм, техногенный формат, массивные строения с колоннами. На мой взгляд, архитектура Нового Арбата имеет очень интересную историю и ни о каком моральном устаревании речи быть не может", — размышляет Корнилов.

Он также обратил внимание на то, что дом-книжка — это здание, относящееся к разряду экспериментальных, по такой технологии никто никогда не строил. Например, перекрытия в здании сделаны из железобетонных блоков, которые используются в панельном домостроении. При этом колонны у здания литые, так что часть несущей нагрузки перераспределена на конструкцию панельного фасада.

"Наша главная цель — не переделать, а сохранив внешний облик здания наполнить его современной технологической начинкой. К примеру, за счет применения подхода BIM при проектировании объекта мы достигаем максимально компактного размещения внутренних инженерных коммуникаций, что в свою очередь позволяет увеличить полезные площади здания, повысить высоту помещений до чистого потолка", — подчеркнул Корнилов.

Сейчас Capital Group находится в активном процессе проектирования объекта. В качестве проектировщика объекта была выбрана компания "Аврора-Проект". Это будет многофункциональный комплекс с жилыми апартаментами с отделкой, спроектированный по принципу нью-йоркских апартаментных комплексов, когда в одном здании есть и жилой функционал, и офисы, и гостиница, и вся необходимая для жизни инфраструктура.

При этом компания планирует оставить в здании тот советский конторский "НИИшный дух", некий прообраз интерьеров картины "Служебный роман" с тяжелыми дверями, темно-зелеными стенами.

"Архитектурные решения дома-книжки в момент его создания были очень глубоко продуманы. Однако, как и многие другие прекрасные здания этого периода, оно сильно пострадало от массового увлечения "евроремонтом". Задача проекта — вернуть зданию первоначальный облик, очистить его от лишнего мусора, модернизировав функционально-техническую составляющую", — говорит Корнилов.

В итоге, по его словам, здание после реконструкции может приобрести формат арт-объекта. Но в целом архитектурный облик здания планируется сохранить.

"Примеров аналогичной реновации зданий много в мировой практике: это и огромное количество башен на Манхеттене, Soho House в Берлине", — сказал Корнилов. Он вспоминает фреску в холле Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, которую расписывал мексиканский художник Диего Ривьера, известный своими коммунистическими убеждениями. Он работал над фреской сразу же после посещения Советского Союза и центром композиции стал Владимир Ленин и символика коммунизма. Обнаружив, что одной из фигур композиции является Ленин, Нельсон Рокфеллер потребовал заменить его лицом неизвестного человека.

"Не так давно штукатурка, покрывающая фреску, оббилась и сегодня это интереснейший арт-объект, ценный именно благодаря сохранившемуся духу того времени, когда был создан", — указывает Корнилов.

Поделиться: