Заначка нации: надолго ли хватит Фонда национального благосостояния. Фонд национального благосостояния россии в августе Фонд национального благосостояния по годам


Как уже наверное догадались, речь пойдет о Международных резервах, которые еще называют Золото-валютными резервами, также поговорим и о фондах, которые были образованы при ликвидации Стабилизационного Фонда и разделения его на две части на Фонд национального благосостояния и Резервный Фонд. Поговорить о них, думается, стоит, потому что сегодня выдвигается тезис, что чуть ли не все деньги, получаемые от продажи нефти и газа, Россия возвращает в США, через механизм покупки облигаций государственного займа Правительства США.

Популярные экономисты предлагают в сию же секунду осуществить национализацию Центрального банка и видят в этом великое благо для нашего государства. Находятся и политические деятели, которые под этот простой и понятный для сердца простого человека лозунг о красивой жизни, призывают людей к активным уличным действиям, говоря о вредительской деятельности монетаристов ЦБ. Поэтому хочется разобраться во всех этих резервах и понять, что правда а что ложь в сладких речах экономистов и политиков.

Итак, начнем с фондов - наследников Стабфонда (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда).

Бюджетный кодекс РФ говорит следующее.

Статья 96.9. Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.размер на 1 февраля 2015 года - 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд формируется за счет:

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда - 5 101,83 млрд.руб.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях.

В Послании Президента В.Путин сказал : "С 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов».

В чем он виноват ЦБ? В чем виновато руководство страны? Ведь существующая система, сложилась в результате двух мировых войн и геополитической катастрофы - крушения СССР и стран советского лагеря. И система такова нравится она нам или нет.

Хочешь вести международную торговлю - покупай доллары, в которых она осуществляется, покупай специальные права заимствования за доллары, вступай в МВФ и другие международные организации и выполняй их правила.

В чем укор ЦБ? Мы видим, что доходы от продажи нефти идут вовсе не в бюджет США, а на развитие экономики России, на покрытие рисков, связанных с падением цен на нефть (организованное США).

Критика в чем? Призывают отказаться полностью от существующей системы, национализировать ЦБ и запустить эмиссию рубля, не обеспеченную международной резервной валютой – долларом США, облигациями займов МВФ, валютами других стран.

Давайте представим, что мы это сделали. Возникает вопрос: как мы купим нужные для нашей экономики товары, услуги, технологии? За рубли? Но, в существующей системе, для покупки тех или иных нужных для нашей экономики товаров и, услуг, сельхозпродукции, оборудования и прочих необходимых нашей экономике и населению вещей, нужны доллары США. Ведь мы не можем сегодня обеспечить себя на 100 % всем необходимым, и зависим от импортных товаров и услуг, купить которые можно в существующей международной системе лишь за доллары.

С некоторым странами, как например Китай, которым нужны наши ресурсы, и у них есть товары нужные нам, мы можем вести торговлю напрямую, без доллара. Это становится возможным еще и из-за территориальной близости Китая, и высокого уровня его государственного суверенитета.


БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено с 01.02.2016 до 01.02.2022 (ФЗ от 03.11.2015 N 301-ФЗ). До 01.02.2022 доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

Фонд национального благосостояния РФ был основан 1 февраля 2008 года после расформирования стабилизационного фонда Фонд национального благосостояния РФ был основан 1 февраля 2008 года после расформирования стабилизационного фонда. Помимо создания фонда национального благосостояния, был также основан резервный фонд.

Политическая практика по основанию фонд национального благосостояния успешно функционирует на протяжении нескольких десятилетий в ряде иностранных государств. Фонд национального благосостояния чаще всего создаются на территориях осуществляющих стабильную поставку нефти за рубеж.

Назначение

Назначением фонда национального благосостояния является участие в процессе обеспечения граждан РФ пенсионными выплатами. Таким образом фонд национального благосостояния - это определенная доля денежных накоплений федерального бюджета, нацеленная на поддержку финансирования накопительной части пенсии граждан и поддержку выплат Пенсионного Фонда на случай дефицита средств.

Состав

Фонд национального благосостояния пополняется за счет двух видов поступлений:

1) Нефтегазовые денежные поступления в федеральный бюджет, при условии что резервный фонд выполняет норматив по объему.

2) Прибыль от управленческой деятельности с накоплениями фонда национального благосостояния.

Нефтегазовые денежные поступления в свою очередь складываются из:

Сбор налогов по добыче сырья.

Таможенные сбора на экспорт добытой нефти.

Таможенные сбора на экспорт газа добываемого из недр земли.

Таможенные сбора на экспорт продуктов нефтепереработки.

Управленческая деятельность по накоплениям фонда национального благосостояния выполняется Министерством по финансам РФ. Порядок управления фондом национального благосостояния строго регламентирован законодательством. Некоторые функции по управлению накоплениями выполняет Центральный Банк РФ.

Объем финансовых накоплений составляющих фонд национального благосостояния на 1 мая 2016 был оценен в 4 751 69 миллиарда рублей.

Размещение активов

Некоторая доля финансовых накоплений фонда национального благосостояния входит в международный резерв РФ. Эта доля переведена в денежные единицы других государств и числится на банковских счетах ЦБ РФ. Правительство РФ в свою очередь имеет право вкладывать долю фонда национального благосостояния в финансовые активы иных государств.

Данная ситуация создает некоторую опасность для фонда национального благосостояния, по причине невозможности быстрого вывода накоплений при появлении острой потребности.

По состоянию на лето 2016 года на счетах ЦБ РФ с учетом доли фонда национального благосостояния находиться примерно 19,56 миллиарда американских долларов, 20,76 миллиардов евро, 3,83 миллиарда английских фунтов. Все перечисленные финансовые активы учитываются при подсчете золотовалютного резерва РФ.

Таким образом золотовалютный резерв РФ является надежным, но не приносит значительного дохода по сравнению с фондом национальном благосостояния, который может принести больший доход при правильном управлении, но одновременно является более рискованным при вложении.

Редактор: Игорь Решетов

Россия - страна, богатая ресурсами газа и нефти, которые успешно экспортирует, а часть доходов федерального бюджета от продажи углеводородов поступает в Фонд национального благосостояния России. Как расходуются средства фонда со столь красивым и даже патриотичным названием, что получает в итоге народ России и насколько объективны критики, обвиняющие власть в нерачительном или вообще «грабительском» распоряжении средствами ФНБ?

История ФНБ

Впервые специальный федеральный фонд, формируемый (наполняемый) за счет нефтегазовых доходов Российского государства, был основан 1 января 2004 года. Он получил полное название Стабилизационный фонд Российской Федерации, сокращенное - СФ России.

По сути новый фонд стал аккумулировать государственные финансовые активы, которыми распоряжается не парламент, утверждая федеральный бюджет, а правительство в лице Минфина.

Порядок формирования и расходования средств фонда изначально регулируется Бюджетным кодексом РФ:

  • с 2004 по 2008 год - главой 13.1, впоследствии утратившей силу;

  • с 2008 года - главой 13.2 об использовании нефтегазовых поступлений в фед. бюджет и, в частности, ст. 96.10 «Фонд национального благосостояния».

Именно 1 февраля 2008 Стабфонд РФ был реорганизован путем разделения на ФНБ и Резервный фонд РФ.


С 2008 по 2017 год включительно формирование ФНБ России производилось за счет избыточных доходов от продажи нефти и газа (если при их перечислении в Резервный фонд превышалась его нормативная величина), а также за счет доходов, извлеченных в результате управления средствами Резервного фонда. После 2010 года ставка отчисления в фонды была установлена на уровне 3.7% от , хотя в 2008 составляла 6.1%.

В начале 2018 года Резервный фонд полностью израсходован и объединен с ФНБ — теперь единый фонд получает финансирование за счет реализации на внешних рынках углеводородов и управления собственными средствами. Актуальный график объема средств фонда можно найти по ссылке http://rffx.ru/blog/tags/графики . Данные также можно найти в разделе «Статистика» на официальном ФНБ.


Обратите внимание: в то же время часть доходов, извлекаемых из управления деньгами бывшего Стабфонда, зачисляется в федеральный бюджет.

Цели фонда национального благосостояния

Согласно бюджетному кодексу РФ у наполнения и приумножения средств ФНБ тройная цель:

  1. софинансирование пенсионных накоплений россиян;

  2. покрытие дефицита федерального бюджета;

  3. обеспечение сбалансированности бюджета российского Пенсионного фонда.

Управление средствами ФНБ закон возлагает на Минфин РФ. Он также допускает осуществление отдельных полномочий по управлению активами фонда - тем самым, который содействует формированию Фонда консолидации банковского сектора ().

В российском законодательстве также прописан перечень активов, в которые дозволяется вкладывать средства ФНБ. Любое расходование денег, являющееся новшеством, требует принятия поправок в закон, разрешающих такую вольность. В настоящий момент предполагается пополнять фонд доходами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель.

Объем средств ФНБ

По официальным данным российского Минфина, за 2017 год ФНБ сжался в объеме до 3,753 триллиона рублей, или $65,15 млрд, что в национальной валюте составило 14%, в американской - 9,3%. Вообще в фонде соблюдается валютная и присутствуют четыре валюты — примерно по трети активов в долларах и евро, четверть в рублях и остаток (менее 10%) в фунтах стерлингах.

Фонд национального благосостояния на сегодня беднее не только по сравнению с 1 января 2017, но и с 1 декабря, так как в последнем месяце из фонда перечислялись деньги на сбалансирование ПФР. Кроме того, средства из ФНБ направлялись на финансирование ряда зарубежных проектов через Внешэкономбанк. Более 1/3 средств фонда представляет собой неликвидную часть, размещенную в следующих направлениях:


  • на отдельных счетах в Центробанке РФ - $15,65 млрд;

  • на депозитах во Внешэкономбанке - 222,47 млрд руб. и $6,25 млрд;

  • на депозитах в еще двух госбанках, ВТБ и Газпромбанке, предназначенных для финансирования де-юре самоокупаемых инвестпроектов, утвержденных кабмином - 164,43 млрд руб.;

  • в ценных бумагах российских эмитентов, касающихся опять же воплощения «самоокупаемых инфраструктурных проектов», - 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд;

  • в привилегированных акциях банковских организаций - 278,99 млрд российских рублей.

Критика

В конце 2013 года экономисты и некоторые политики подвергли российские власти во главе с В.В. Путиным жесткой критике за решение направить часть средств ФНБ на покупку суверенного долга Украины. По соглашению, подписанному российским лидером и украинским президентом Виктором Януковичем, Россия намеревалась покупать ценные бумаги «самостийной» на общую сумму $15 млрд, в том числе $3 млрд - сразу после подписания документа. Кстати, Украина не значилась в списке государств, чьи облигации позволялось приобретать за деньги фонда, так что российскому парламенту пришлось спешно принимать поправки.

Как известно, впоследствии Януковичу не удалось сохранить свой пост, а новые украинские власти приложили все усилия, чтобы отказаться от обслуживания долга перед РФ. Удастся ли вернуть вложения в облигации государства, недавно объявившего Россию «агрессором» на законодательном уровне - в настоящий момент вопрос открытый. Но не секрет, что при этом мы в последние годы простили гораздо большие долги другим странам с «хорошими» взаимными отношениями.


Большие вопросы вызвало также решение вкладывать деньги фонда в инфраструктурные проекты, выше названные «самоокупаемыми» в кавычках. Эксперты утверждают, что вложения в высокоскоростную дорогу Москва-Казань, новую кольцевую объездную автодорогу на территории Мособласти (ЦКАД), а также реконструкцию железнодорожных магистралей - Транссиба и БАМа - себя не окупят. Между тем не было необходимости изобретать велосипед. Вложения средств фонда после кризиса 2008 года как в рынок США, так и в российский рынок, буксовавший в 2010-14 годах, на сегодня показали бы отличную отдачу. Сравнение ФНБ с аналогичным норвежским фондом я делал . Автодороги по привычке выглядят более средством «освоения» денег и мало у кого есть сомнения, что качество этих дорог (если строительство будет доведено до конца) сильно пострадает от коррупции.

Также вызывает беспокойство реальное состояние дел Пенсионного фонда, который призваны поддержать деньги ФНБ. Кризис банковской сферы последних лет вполне может перекинуться в область пенсий — громкие процессы по хищению денег из ряда фондов уже были. Сейчас, после ликвидации Резервного фонда, многие прогнозы по будущему ФНБ пессимистичны. С сентября по декабрь 2017 года сумма в размере 165 млрд. рублей ежемесячно вливалась из ФНБ в ПФР. Это значит, что при сохранении такого темпа траншей и неизменном размере фонда национального благосостояния средств хватит примерно на два года. Будущее неизвестно, но ясно одно — понижение цены на нефть плохо отразится на фонде национального благосостояния, тогда как повышение будет ему благоприятствовать. Однако управление фондом определенно нужно улучшать, снижая сырьевую зависимость и долю рискованных проектов, тогда как ликвидная часть из депозитов лишь сдерживает, но не обгоняет инфляцию.

Когда закончится Фонд национального благосостояния

Что такое Фонд национального благосостояния и каковы его перспективы

В последние годы многие экономисты предрекали полное исчерпание российских резервов. Читатели наверняка помнят сообщения о том, что Резервный фонд России прекратил свое существование. Зарубежные и отечественные инвесторы по-разному реагировали на этот новостной фон. В обзоре мы подробно разберемся:

  • что такое Фонд национального благосостояния и как он влияет на инвестиционный климат;
  • что произошло с Резервным фондом России;
  • каков запас прочности ФНБ и чего ожидать от него в будущем.

Что такое Фонд национального благосостояния

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Фонд национального благосостояния (ФНБ) — это финансовый резерв Правительства и , своеобразная «кубышка» на «черный» день. Он состоит из инвестиционных активов, которые могут быть экстренно проданы с целью исполнения социальных обязательств государства, в случае резкого падения нефтегазовых доходов.

Данные о ФНБ открыты и ежемесячно обновляются на .

Фонд формируется из двух основных источников:

  • Дополнительные доходы от продажи углеводородов, сверх прописанной в бюджете цены;
  • Доходы от управления инвестициями фонда.

В краткосрочном периоде законом допускается отрицательный финансовый результат от управления. Средства ФНБ расходуются по трем направлениям:

  • Финансирование РФ, что позволяет балансировать его в условиях негативной демографической динамики;
  • Покрытие бюджетного дефицита;
  • Инфраструктурные проекты, финансируемые через ВЭБ.

Состав активов ФНБ определяется и контролируется Центробанком. Основа портфеля – иностранная валюта и ценные бумаги государств с высоким кредитным рейтингом.

На что влияет наличие и состояние государственных резервов, почему это должно быть интересно для частного инвестора?

  1. Инвестиционный климат, привлекательность рынка для нерезидентов. Инвестиционные фонды учитывают в своих моделях наличие и размеры внешнего долга и финансовых резервов страны. Приток или отток иностранных инвестиций, которые сейчас составляют около 35% всей , существенно влияет на стоимость российских активов.
  2. Резервы влияют на курс рубля к основным валютам. Например, они дают возможность ЦБ, в случае необходимости, поддержать рубль валютными интервенциями.
  3. Жизнеспособность действующей власти, её возможности по поддержанию социальной стабильности. Это прямо влияет на динамику фондовых активов, ведь российская экономика минимум на 70% состоит из госсектора. Частный сектор, в свою очередь, также зависим от политики государства. Вкладывая в российские активы, инвестор должен учитывать политические риски.

Таким образом, финансовые резервы важны не только как источник зарплат бюджетников и пенсий. Состояние фонда влияет на то, как иностранные и отечественные инвесторы оценивают перспективы рынка и риски .

Резервные фонды будущих поколений часто создаются государсвами, которым свойственны следующие признаки:

  1. Страна обладает большими запасами углеводородов, котировки которых подвержены . Это значит, что завтра цена может упасть вдвое, из-за чего исполнение бюджета окажется под угрозой.
  2. Государство имеет положительное сальдо торгового счета благодаря экспортно-ориентированной экономике. Примеры – Китай, Япония, Ю.Корея, Тайвань.
  3. Страна имеет относительно низкий . Из-за этого она не обладает возможностью массово привлекать дешевые заимствования у других стран. Например, США, рейтинг которых имеет наивысшее значение, могут почти неограниченно брать в долг и не беспокоиться о резервах.

Крупнейший в мире суверенный фонд – государственный резервный фонд Норвегии размером более триллиона долларов. Он получает поступления от продажи нефти и газа. Только за 2017 год он заработал доход св. $130 млрд, или 13.7% годовых. Норвежцы не боятся вкладывать значительную часть своих сбережений в рисковые активы – акции крупнейших глобальных компаний. Фонд позволяет обеспечивать пенсии $1745 в месяц и среднюю зарплату в стране около 5500 долларов. На каждого из 5 млн граждан приходится $208 тыс. резервов.

Почему ликвидирован Резервный фонд России

Существующий сегодня Фонд будущих поколений появился в России в 2004 году. Тогда он назывался «Стабилизационный фонд». С 2008 года он был разделен на две части:

  • Резервный фонд, изначально получивший более 3 трлн рублей;
  • Фонд национального благосостояния размером 782,8 млрд рублей.

Последние годы российский бюджет был дефицитным. Наибольших значений он достиг в 2016 – 3.5%. Дефицит бюджета в 2017 году составлял 1.6% ВВП или 1.5 триллиона в рублях. В январе 2018 года в СМИ появились сообщения об исчерпании Резервного фонда (который 10 лет назад насчитывал более трех триллионов рублей). Новости сопровождались пугающими комментариями типа: «Правительство потратило все резервы». 1 февраля остатки Резервного фонда влиты в Фонд национального благосостояния.

На что потрачены деньги:

  • Мегастройки, в том числе олимпиада в Сочи;
  • Открытия, Бинбанка, Промсвязьбанка и др.
  • Покрытие убытков ВЭБа;
  • Выплата текущих пенсий и стабилизация ПФР;
  • Покрытие дефицита государственного бюджета.

Сильный удар по капитализации Резервного фонда нанес валютный кризис конца 2014 – начала 2015 гг. Тогда курс национальной валюты упал в два раза. Центральный банк проводил масштабные валютные интервенции, чтобы поддержать рубль, который на тот момент еще не был отпущен в «свободное плавание».

Финансовые показатели ФНБ

Резервы формируются за счет сверхдоходов нефтегазового сектора, если и газа превышает установленную отдельным законом величину. Согласно бюджетному правилу, в разные годы отчисления составляли от 1.9 до 7.7% страны. Сначала перечисляли в резервы все доходы, полученные от продажи нефти дороже 20$ за баррель, затем 27$. В бюджет 2018 года заложен консервативный прогноз цен на нефть – 40$ за баррель. Для сравнения, в момент написания статьи нефть марки Brent стоит около 78$, впервые с 2014 года.

В ФНБ выделяются два больших сегмента:

  • Ликвидная часть (деньги на счетах, иностранная валюта, облигации, золото);
  • Неликвидная часть (инвестиции в долгосрочные проекты).

Перечень активов, в которые ФНБ может инвестировать, определяется отдельным законом 262-ФЗ:

  • Долговые бумаги иностранных государств (США, Германия, Франция);
  • Облигации и акции российских компаний, реализующих инфраструктурные проекты;
  • Средства на счетах ВЭБа, ВТБ, Газпромбанка;
  • Рублевые депозиты в ЦБ;
  • Паи инвестиционных фондов (РФПИ, Российский фонд прямых инвестиций);
  • Иностранная валюта доллар 45%, евро 45%, британский фунт 10% на 01.01.18.

При этом максимальной долей 100% по закону могут обладать только два вида активов – долговые обязательства иностранных государств и депозиты в ЦБ. Другими словами, если допустить, что американские трежерис признают единственным надежным инструментом, ФНБ будет состоять исключительно из них. Или, наоборот, ЦБ переведет все в рубли. И то, и другое маловероятно.

Какие перспективы у ФНБ в России

Объем ФНБ на 1 мая 2018 – 3 962 трлн рублей ($64 млрд). Целевой уровень размера ликвидной части фонда к ВВП – 7% (сейчас менее 4%). Пока эта величина не будет достигнута, средства ФНБ продолжат направляться в первую очередь на накопление, а не на решение социально-экономических и бюджетных проблем. Согласно принятым правилам, 96.5% дополнительных доходов от продажи подорожавших углеводородов пойдут на цели накопления. Учитывая набор инвестиционных инструментов, которыми имеют право оперировать Минфин и ЦБ, в основном это будут облигации госдолга США, иностранная валюта, . Поэтому наиболее вероятным решением для правительства в ближайшее время будет не распечатывание «кубышки», а повышение налогов. В 2018 году власти обещают совсем уйти от финансирования дефицита бюджета из средств ФНБ и направлять резервы исключительно на пенсии будущих поколений. Однако эти обещания даются при высоких ценах на нефть. Как они будут исполняться при снижении цен – неизвестно.

Очевидно, что темпы расходования ФНБ в 2018 году не будут такими высокими, как в 2015 и 2016, когда на бюджет давили низкие цены на нефть и санкции. В течение 2018 года, при стоимости нефти выше 60 долларов, ФНБ будет быстро пополняться. ЦБ планомерно увеличивает покупку иностранной валюты для Минфина. В настоящий момент на эти цели тратится около 350 млрд рублей ежемесячно. В 2018 году планируется купить не менее 46 млрд долларов. Кстати, это не позволит рублю сильно укрепиться, даже при дорогой нефти.

Доля золота увеличивается – 18% всех ЗВР (золотовалютных резервов) России. Запасы золота у ЦБ на $80.4 млрд (больше, чем у Китая и пятое место в мире). Параллельно снижается доля ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Уже озвучены планы постепенного отказа от покупок американских бумаг (22% или $96 млрд). Это связано с геополитическими причинами и не говорит о пересмотре надежности госдолга развитых стран.

Вопрос о целесообразности вложений в зарубежные активы остается неоднозначным. В первом квартале 2018 размещение средств ФНБ в валютных инструментах оказалось убыточным (минус 0.1% или 3.5 млрд рублей). В том числе из-за спекулятивных валютных операций, которые оказались крайне неудачными. Например, доллар покупался на максимумах в паре с евро, а продавался после его снижения. Второй причиной убытка стал временный эффект от роста курса рубля. Однако на более длинном горизонте, вложения в тот же американский госдолг с лихвой окупились на фоне двукратного падения российской валюты в 2014–2015.

Общий вывод таков. Несмотря на санкции, слабый экономический рост и низкую эффективность государственного сектора, финансовой системе России в ближайшем будущем ничего не угрожает. Стабильность обеспечивается низким уровнем государственного долга и постоянным пополнением резервов в виде Фонда национального благосостояния.

Приглашаю высказываться в комментариях: каким вы представляете будущее фонда, что считаете правильным или ошибочным в государственной политике в отношении резервов. Например, стоит ли их тратить на инвестирование в отечественную экономику или сберечь для покрытия будущих рисков.

Всем профита!

Поделиться: