Выставка картин брюллова. В третьяковке открылась выставка картин брюллова

Выставка впервые знакомит московскую публику с восемью произведениями Карла Павловича Брюллова (1799–1852), крупнейшего русского художника первой половины XIX века.

Демонстрация картин рядом с хрестоматийными полотнами мастера в экспозиционных залах Третьяковской галереи дополняет представление о художественном наследии Брюллова, а также дает зрителю редкую возможность познакомиться с настолько значимыми произведениями, известными лишь специалистам. Подобные выставки вводят в общий культурный контекст картины, скрытые от глаз широкой публики, «скрепляют звенья общей цепи» истории русского искусства.

Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга, представленные в залах Третьяковской галереи, исполнены К.П. Брюлловым в различные периоды творчества. Они демонстрируют своеобразные типологические структуры портретного образа: парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.

Брюллов-портретист исходил, прежде всего, из особенностей модели. Для живописца главным оставался человек с его неповторимыми индивидуальными чертами и особым душевным настроем. Найденная композиция каждого портрета, его колористическое решение всегда звучала в унисон с внутренним миром изображенных людей.

Владелец коллекции - прапраправнук архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова. От своих прославленных родственников коллекционер унаследовал семейную реликвию «Портрет аббата» (конец 1830-х). Замечательное по мастерству и выразительности произведение всегда находилось в поле зрения исследователей. Так, портрет экспонировался на выставке картин и редких произведений, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга (1861) и на Историко-художественной выставке русских портретов, проходившей в Таврическом дворце (1905).

Первоначальный собирательский интерес владельца к творчеству Брюллова был обусловлен фактом его личной биографии. В последующие годы шли целенаправленные поиски работ легендарного предка. Некоторые из произведений долгое время находились в частных руках за границей. Так, один из ранних автопортретов К.П. Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А.Н. Демидова куплен в Париже. Из московского собрания доктора медицины академика Д.А. Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838). Авторитетный исследователь творчества живописца Э.Н. Ацаркина атрибутировала изображенную на портрете как супругу Брюллова Эмилию Тимм. Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824) был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата И.П. Павлова.

Интересна история бытования вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова (1848, ГТГ). В конце XIX века этот экземпляр принадлежал великому князю Константину Константиновичу (поэтический псевдоним - К.Р.) и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Г.Д. Епифанову в обмен на скульптурный бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.

В результате буквально за 15 лет удалось приобрести еще пять портретов кисти Брюллова. В числе других произведений эти работы экспонировались в залах Государственного Русского музея в 2013 году на выставке «Карл Брюллов. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга». Предварительно все произведения прошли тщательную искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу.

Сегодня в Третьяковке открылась выставка «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга». Представлено всего восемь портретов, но все они оказались в Москве впервые. Ядро выставки - работы собранные Андреем Львовичем Катковым, потомком архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова. Вот он в центре:


Начало коллекции было положено семейной реликвией - «Портрет аббата». Считается, что здесь изображен настоятель церкви Святых апостолов Петра и Павла в период, когда оба Брюллова работали над возведением и украшением нового здания этой лютеранской церкви на Невском проспекте.

В дальнейшем Андрей Катков целенаправленно разыскивал работы своего предка, иной раз приобретая их за границей из распродаваемых частных собраний. Как, например, этот ранний автопортрет Брюллова, приобретенный на лондонском аукционе.

Или конный портрет русского и французского мецената, действительного статского советника, князя Сан-Донато Анатолия Николаевича Демидова, приобретенный в Париже. Это одна из последних, если не последняя работа Брюллова. Кстати, «Последний день Помпеи» Брюллов написал именно по заказу Демидова.

Из московского собрания доктора медицины академика Дмитрия Аркадьевича Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно». Искусствовед Эсфирь Ацаркина считает, что на портрете изображена супруга Брюллова Эмилия Тимм, дочь рижского бургомистра, сестра Вильгельма Тимма, издателя знаменитого «Художественного листка». Весной 1838 года в мастерской художника-баталиста Александра Зауервейда Брюллов познакомился с «девушкой замечательной красоты», именно к этому периоду жизни художника и относится портрет «Дамы у фортепьяно».

Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Княгиня Екатерина Петровна Гагарина была женой российского посланника в Риме князя Григория Ивановича Гагарина. По отзывам современников княгиня отличалась «высокими достоинствами ума и сердца». Этот групповой портрет Брюллов написал летом 1844 г. на вилле Гагариных Grotta Ferata в предместье Рима. На столе разложены принадлежности для рисования акварелью. Так что можно сказать не только Брюллов пишет семейство Гагариных, но и маленький мальчик рисует ответный портрет живописца.

Интересна история вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова, кстати, хранящегося сейчас как раз в Третьяковке, так что можно сравнить эти две версии. Вообще, по воспоминаниям графини С.А. Бобринской, этот портрет буквально тиражировался Брюлловым при участии его учеников. В конце XIX века экземпляр из коллекции Каткова принадлежал великому князю Константину Константиновичу и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Геннадию Епифанову в обмен на скульптурный бюст Ломоносова работы Федота Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.

Великая княгиня Елена Павловна, урожденная принцесса Вюртембергская - супруга великого князя Михаила Павловича, изображена в черном платье, которое она носила в связи с придворным трауром по скончавшейся 24 октября 1828 года вдовствующей императрице Марии Федоровне, жене Павла I.

Наконец, в рамках выставочного проекта впервые в Третьяковке экспонируется «Портрет А.К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Эту картину Третьяковка пыталась приобрести на аукционе еще в 1995 году, но тягаться с Галиной Вишневской не смогла. Позднее, в 2007 году, когда на торгах аукциона «Сотбис» в Лондоне распродавалась коллекция Растроповича и Вишневской была предпринята еще одна попытка, также неудачная. На этот раз обскакал Алишер Усманов. Теперь хотя бы на полгода этот портрет оказался в стенах музея.

Рядом с выставкой находится зал Брюллова, можно посмотреть и другие его работы, входящие в постоянную экспозицию ГТГ, где их собрано более пятидесяти.

Отдельной опцией можно приобрести каталог выставки. Цена вопроса - 700 руб.

В постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке будут интегрированы восемь работ одного из самых прославленных русских портретистов и монументалистов Карла Брюллова , автора знаменитых «Всадницы» и «Последнего дня Помпеи». Все они ранее не экспонировались в Москве и предоставлены дальним родственником самого художника.

Коллекция прапраправнука родного брата Брюллова Александра начиналась с семейной реликвии, переходившей по наследству, - «Портрета аббата», выполненного, вероятно, по мотивам впечатлений от путешествий по Италии, Греции и Турции. Другие портретные работы собиратель разыскивал по частным собраниям разных стран, в частности в Париже и Лондоне.

Одна из самых любопытных вещей выставки - авторский повтор автопортрета Брюллова, оригинал которого выставлен здесь же, в Третьяковке. Работа происходит из собрания внука Николая I, великого князя Константина Константиновича. После революции была национализирована и оказалась в семье советского художника Геннадия Епифанова (он выменял ее в Академии художеств на бюст работы Федота Шубина), где хранилась до недавнего времени.

К. П. Брюллов
«Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом»
1824

К. П. Брюллов
«Портрет великой княгини Елены Павловны»
1828–1829
Частное собрание, Санкт-Петербург

К. П. Брюллов
«Автопортрет»
начало 1830-х
Частное собрание, Санкт-Петербург

К. П. Брюллов
«Портрет молодой женщины у фортепьяно»
1838
Частное собрание, Санкт-Петербург

К. П. Брюллов
«Портрет аббата»
конец 1830-х
Частное собрание, Санкт-Петербург

Третьяковская галерея продолжает удивлять россиян своими выставками. Таким образом на показы известных художников постоянно выстраиваются очереди не только из россиян, но и гостей нашей страны.

После Серова и Айвазовского здесь открылась выставка автора «Последнего дня Помпеи». Это творение сделало из Карла Брюллова настоящего «Карла Великого». Именно так начали величать художника. Он был избран почетным членом Академии изящных искусств в разных городах и странах. В галереи Уффици, где собрана коллекция его автопортретов, заказали Карлу его изображение.

Сын гравера и академика французского происхождения Павла Брюлло показан полотнами, которые раньше практически невозможно было увидеть, ведь все работы были собраны в частные коллекции.

Владельцем коллекции является прапраправнучатый племянник художника. Среди восьми работ, которые знают только специалисты, есть «Дама у фортепьяно», где специалисты узнали супругу автора. Известно, что дочка бургомистра из Риги, которая брала уроки у самого Шопена, спустя год совместной жизни тайно убежала от возлюбленного.

Некоторые из картин, что показаны на выставке, на протяжении длительного времени была в других странах. Один из ранних автопортретов автора был куплен в Лондоне, еще одну работу приобрели в Париже.

На выставке показывают супругу Александра Демидова, который является представителем российской династии бизнесменов.. Известно, что два ее жениха умерли до свадьбы. Ее портрет Брюллов смог написать не сразу. Благодаря записям ученика автора можно узнать, как писался портрет. В настоящее время работа храниться в Константиновском дворце.

Восемь полотен, которые не так уж известны, будут в галереи до начала лета. Они дополнят экспозицию Карла, которая находится в нескольких шагах.

Карл Павлович появился на свет в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был знаменитый живописец и академик, поэтому судьба сына была решена практически сразу после его рождения. Все его братья получали образование в Академии художеств, где преподавателем был глава семейства.

В детские года мальчик сильно болел. До семи лет он практически не поднимался с кровати. Его папа строго к нему относился и заставлял его рисовать фигурки наравне с остальными братьями. Если у мальчика не получалось, его могли оставить без еды, причем, это было самое меньшее его наказание. Как-то раз за такую провинность отец так сильно ударил мальчика, что он остался глухим на одно ухо.

В Академии Карл был хорошим учеником. Все преподаватели удивлялись, что мальчик так хорошо рисует. После того, как он закончил учебы с отличием, решил вступить в Общество поощрения художников. На деньги этого общества он смог поехать в Италию, настояв на том, чтобы его брат отправился вместе с ним.

Брюллов побывал во многих городах в Европе, однако больше всего ему понравилась Италия, где он провел более двенадцати лет. Именно здесь он проявил себя настоящим художником и стал известным автором.

Жизнь в этой стране была веселой. В 1829 года он разорвал все отношения с обществом художников, которые его спонсировали. Вполне вероятно, что сделал он это из-за заказа работы «Последний день Помпеи» русским предпринимателем Демидовым. На работу над картиной ушло шесть лет.

Спустя пять лет русский император Николай первый вызвал художника в Россию. Его картину выставили в академии художеств. В Италии он оставил свою возлюбленную, которой была графиня Самойлова.

В России художник стал настоящим героем, однако личная жизнь никак не складывалась. Карл влюбился в Эмилию Тимм, которая играла на пианино. Все было отлично, по перед свадьбой девушка призналась, что живет со своим отцом. Они расписались, однако ничего не изменилось. Отец девушки воспользовался свадьбой, как прикрытием, поэтому Карлу спустя два месяца пришлось разорвать все отношения.

После этого начали распространяться различные сплетни, а Карла стали отвергать. Художник начал постоянно болеть, появились проблемы с сердцем. В 1849 году он отправился на лечение в другую страну, а спустя год оказался в столице Италии. Здесь он и умер спустя два года.

Восемь не выставлявшихся прежде портретов кисти Карла Павловича Брюллова (1799–1852) с 24 января по 24 июня 2018 года будут демонстрироваться в основном здании галереи в Лаврушинском

Государственная Третьяковская галерея
24 января - 24 июня 2018
Лаврушинский переулок, 10, зал № 11

Выставка впервые знакомит московскую публику с восемью произведениями Карла Павловича Брюллова (1799–1852), крупнейшего русского художника первой половины XIX века. Демонстрация картин рядом с хрестоматийными полотнами мастера в экспозиционных залах Третьяковской галереи дополняет представление о художественном наследии Брюллова, а также дает зрителю редкую возможность познакомиться с настолько значимыми произведениями, известными лишь специалистам. Подобные выставки вводят в общий культурный контекст картины, скрытые от глаз широкой публики, «скрепляют звенья общей цепи» истории русского искусства.

Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга, представленные в залах Третьяковской галереи, исполнены К. П. Брюлловым в различные периоды творчества. Они демонстрируют своеобразные типологические структуры портретного образа: парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.

Брюллов-портретист исходил прежде всего из особенностей модели. Для живописца главным оставался человек с его неповторимыми индивидуальными чертами и особым душевным настроем. Найденная композиция каждого портрета, его колористическое решение всегда звучала в унисон с внутренним миром изображенных людей.

Владелец коллекции - прапраправнук архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова. От своих прославленных родственников коллекционер унаследовал семейную реликвию «Портрет аббата» (конец 1830-х). Замечательное по мастерству и выразительности произведение всегда находилось в поле зрения исследователей. Так, портрет экспонировался на выставке картин и редких произведений, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга (1861) и на Историко-художественной выставке русских портретов, проходившей в Таврическом дворце (1905).

Первоначальный собирательский интерес владельца к творчеству Брюллова был обусловлен фактом его личной биографии. В последующие годы шли целенаправленные поиски работ легендарного предка. Некоторые из произведений долгое время находились в частных руках за границей. Так, один из ранних автопортретов К. П. Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А. Н. Демидова куплен в Париже. Из московского собрания доктора медицины академика Д. А. Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838). Авторитетный исследователь творчества живописца Э. Н. Ацаркина атрибутировала изображенную на портрете как супругу Брюллова Эмилию Тимм. Семейный «Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824) был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата И. П. Павлова.

Интересна история бытования вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова (1848, ГТГ). В конце XIX века этот экземпляр принадлежал великому князю Константину Константиновичу (поэтический псевдоним - К.Р.) и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н. И. Вавилова была передана художнику Г. Д. Епифанову в обмен на скульптурный бюст М. В. Ломоносова работы Ф. И. Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.

В результате буквально за 15 лет удалось приобрести еще пять портретов кисти Брюллова. В числе других произведений эти работы экспонировались в залах Государственного Русского музея в 2013 году на выставке «Карл Брюллов. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга». Предварительно все произведения прошли тщательную искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу.

Источник: пресс-релиз ГТГ


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
  • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
  • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
  • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
  • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие
Поделиться: