Когда преподавал в школе глиэр и гречанинов. Всемирно известный композитор глиэр рейнгольд морицевич

ГЛИЭ́Р Рейн­гольд Мо­ри­це­вич , рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, ди­ри­жёр, нар. арт. СССР (1938). Его отец – по­томст­вен­ный мас­тер ду­хо­вых муз. ин­ст­ру­мен­тов. В 1900 окон­чил Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва , сво­им глав­ным учи­те­лем счи­тал С. И. Та­не­е­ва (музыкальная фор­ма, по­ли­фо­ния). В 1900-е гг. со­чи­нял гл. обр. ка­мер­ную, а так­же сим­фо­нич. му­зы­ку, что оп­ре­де­ля­лось влия­нием Та­нее­ва и сбли­же­ни­ем с ком­по­зи­то­ра­ми пе­терб. шко­лы, пре­ж­де все­го с А. К. Гла­зу­но­вым . Г. по­се­щал со­б­ра­ния в до­ме М. П. Бе­ляе­ва (С.-Пе­тер­бург), при со­дей­ст­вии ко­то­ро­го ис­пол­ня­лись его со­чи­не­ния (ро­ман­сы вхо­ди­ли в ре­пер­ту­ар из­вест­ных пев­цов); ряд про­из­ве­де­ний, в т. ч. 3-й сек­стет и сим­фо­нич. по­эма «Си­ре­ны», бы­ли от­ме­че­ны Глин­кин­ской пр. (1905, 1908). С 1900 пре­по­да­вал тео­ре­тич. пред­ме­ты в моск. Муз. шко­ле сес­тёр Гне­си­ных, сре­ди его при­ват­ных уче­ни­ков – Н. Я. Мяс­ков­ский и С. С. Про­кофь­ев . В 1907–08 в Бер­ли­не брал уро­ки ди­ри­жи­ро­ва­ния у О. Фри­да , по воз­вра­ще­нии в Рос­сию на­чал вы­сту­пать с ис­пол­не­ни­ем гл. обр. соб­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний. С 1913 проф., с 1914 ди­рек­тор Ки­ев­ской конс., где вёл ком­по­зи­цию (сре­ди уче­ни­ков – Б. Н. Ля­то­шин­ский , Л. Н. Ре­вуц­кий ), опер­ный, ор­ке­ст­ро­вый, ка­мер­ный клас­сы. В 1920-х гг. со­труд­ни­чал в Моск. от­де­ле нар. об­ра­зо­ва­ния, Муз. от­де­ле Нар­ком­про­са РСФСР. В 1920–41 проф. Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции (сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры Б. А. Алек­сан­д­ров, А. В. Мо­со­лов , А. Г. Но­ви­ков , Н. П. Ра­ков, муз. тео­ре­ти­ки А. Ф. Мут­ли, И. В. Спо­со­бин ). В 1938 пред. Моск. от­де­ле­ния СК, в 1939–48 пред. орг­ко­ми­те­та СК СССР. В кон. 1930-х и в кон. 1940-х гг. пред­при­нял неск. га­ст­роль­ных по­ез­док по стра­не, вы­сту­пая с ав­тор­ски­ми кон­цер­та­ми.

В по­сле­ре­во­люц. и по­сле­дую­щие го­ды ра­бо­тал гл. обр. в об­лас­ти сце­нич. му­зы­ки. В ба­ле­те «Крас­ный мак» (1927, Мо­ск­ва; с 1957 «Крас­ный цве­ток») осу­ще­ст­вил зна­ме­на­тель­ный по­во­рот тра­диц. «боль­шо­го ба­ле­та» к совр. те­ма­ти­ке. Со­чи­не­ние им опер «Шах­се­нем» (1927, Ба­ку) и «Лей­ли и Медж­нун» (со­ав­тор – Т. Са­ды­ков; 1940, Таш­кент) сти­му­ли­ро­ва­ло ста­нов­ле­ние проф. ком­по­зи­тор­ских школ в Азер­бай­джа­не и Уз­бе­ки­ста­не. По­пу­ля­рен «Гимн ве­ли­ко­му го­ро­ду» из ба­ле­та «Мед­ный всад­ник» (по А. С. Пуш­ки­ну; 1949, Ле­нин­град; Гос. пр. СССР, 1950). В об­лас­ти ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки Г. от­да­вал пред­поч­те­ние од­но­ча­ст­ным про­грамм­ным про­из­ве­де­ни­ям (увер­тю­ра «Фер­ган­ский празд­ник», 1940; по­эма «За­повi т» па­мя­ти Т. Г. Шев­чен­ко, 1941). Сре­ди со­чи­не­ний круп­ной фор­мы вы­де­ля­ют­ся кон­цер­ты для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, в т. ч. для ар­фы (1938), вал­тор­ны (1951), на­пи­сан­ные с ис­чер­пы­ваю­щим зна­ни­ем их спе­ци­фи­ки. Из му­зы­ки позд­не­го пе­рио­да наи­бо­лее ис­пол­няе­мы­ми ос­та­ют­ся Кон­церт для го­ло­са [ко­ло­ра­тур­но­го со­пра­но] с ор­ке­ст­ром (1943; Гос. пр. СССР, 1946; са­мый из­вест­ный об­ра­зец жан­ра) и Квар­тет № 4 (1946; Гос. пр. СССР, 1948).

Вос­пи­тан­ный в клас­сич. тра­ди­ци­ях, Г. не стре­мил­ся к ра­ди­каль­но­му об­нов­ле­нию муз. язы­ка, од­на­ко при этом гар­мо­нич. сред­ст­ва его со­чи­не­ний 1900–1910-х гг. в кон­тек­сте дос­ти­же­ний А. Н. Скря­би­на и С. В. Рах­ма­ни­но­ва не вы­гля­дят уп­ро­щён­ны­ми; он бли­ста­тель­но вла­дел кон­тра­пунк­том, фор­мой, ор­ке­ст­ров­кой. Г. на­хо­дил но­вые приё­мы (в т. ч. гар­мо­ни­че­ские) об­ра­ще­ния с «вос­точ­ным» те­ма­тич. ма­те­риа­лом. Ли­рич. про­из­ве­де­ния (слож­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные фор­мы, ро­ман­сы) – луч­шие в его на­сле­дии. В эпич. ду­хе вы­дер­жа­ны 3-я сим­фо­ния «Илья Му­ро­мец» (1911; Глин­кин­ская пр., 1914) и со­чи­не­ния кар­тин­но-кра­соч­но­го и по­ве­ст­во­ва­тель­но-про­грамм­но­го ха­рак­те­ра.

Г. – ав­тор ря­да ста­тей, вос­по­ми­на­ний о С. И. Та­нее­ве.

Рейнгольд Глиэр - композитор, который стал основателем советского балета. «Красный мак» и «Медный всадник» разнесли славу о Глиэре по всему миру. Несмотря на тон, его произведения всегда отличались особой лиричностью. Но композитор никогда не останавливался на достигнутом. Он в буквальном смысле отдал свою жизнь музыке, до самого конца выступая на концертах и не переставая стремиться к совершенству в своем мастерстве.

С самого детства жизнь Рейнгольда Глиэра была связана с музыкой. Он родился 11 января 1875 года в Киеве. Отец мальчика приехал сюда из немецкого городка Клингенталь и открыл мастерскую медных духовых инструментов, которую сам называл «фабрикой духовых инструментов». Маленький Гольдичка, как его ласково называл мать, не упускал ни единой возможности посетить мастерскую отца и услышать голос какого-нибудь нового инструмента.

Рейнгольд постоянно делился с родителями своими впечатлениями от услышанных мелодий, а также намерением стать музыкантом. Но эта новость совершенно не обрадовала семью, ведь отцу нужен был приемник, который будет собирать инструменты, а не играть на них.

«Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался «музыкантом», и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов… Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

В десять лет Рейнгольд Глиэр взял в руки свою первую скрипку, а в четырнадцать начал писать свои первые пьесы: сначала для фортепиано, а потом для скрипки. Музыка увлекала его всё больше и, несмотря на протесты родителей, в 1891 году он поступил в Киевское музыкальное училище.

Но этот год стал знаменательным для Глиэра еще благодаря одной важной встрече. 21 и 22 декабря 1891 года в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. И Киевское музыкальное училище как раз занималось организацией концерта композитора. На несколько мгновений удалось Глиэру увидеть Чайковского, но эта встреча и концерт великого мастера произвели на него неимоверное впечатление.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»

Окончив в 1894 году музыкальное училище, Рейнгольд Глиэр отправляется в Москву, чтобы продолжить учёбу в консерватории. Он успешно сдал экзамен и, хоть не смог встретить Сергея Ивановича Танеева, с которым давно мечтал познакомиться, попал на занятия к не менее талантливому Антону Степановичу Аренскому.

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: "Вы что, влюблены?" Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

В Москве Рейнгольд Глиэр оказался в центре музыкальной элиты. Здесь он познакомился с Сергеем Рахманиновым, которому позже приносил свои произведения и часто получал о них не самые лестные отзывы. Глиэр прислушивался к Рахманинову и восхищался его талантом.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»

В последние годы учёбы Глиэр всё же смог брать уроки у Танеева, который преподавал строгий стиль и фугу. Именно он дал будущему композитору ту ясность формы. Своему учителю он посвятил струнный секстет, написанный в 1898 году, в котором впервые проявляется интерес композитора к народному творчеству. А после окончания консерватории на мраморной доске у входа рядом с именами Танеева, Рахманинова, Скрябина было высечено имя Глиэра.

Закончив учёбу, Рейнгольд Глиэр погрузился в педагогическую деятельность и вскоре женился на одной из своих учениц, которую звали Мария Робертовна Ренквист. Они поженились, и спустя год композитор стал отцом двух дочерей - Нины и Лии. В этом же году Глиэр с семьей уехал в Германию, где продолжал писать произведения, который регулярно отправлял на родину.

Семь лет Глиэр провел за границей. Его музыка играла во многих концертных залах Европы и США. В 1913 году композитор получил предложение занять место профессора класса композиции в Киевской консерватории, а уже через год возглавил её. В эти годы там учились такие украинские композиторы как Лев Ревуцкий и Борис Лятошинский. Благодаря Глиэру в Киеве состоялись концерты многих выдающихся музыкантов - Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова.

В 1920 году Глиэр переезжает в Москву и до 1941 года преподает в консерватории. Среди его учеников было множество будущих советских композиторов и музыкантов: Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин. Однажды Сергей Прокофьев даже сказал:

«Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».


Глиэр с Ипполитовым-Ивановым и Л. Стоковским в Москве

Именно с Рейнгольда Глиэра началось формирование советского балета. В 1927 году в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» о дружбе советского и китайского народов. Эта постановка удостоилась Государственной премии и даже была показана на сцене Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, перед десятитысячным залом.

«Балет «Красный мак» можно смело назвать произведением советской классики», - писали газеты.

Несмотря на политический подтекст балета, он привлек внимание западных критиков. Сол Юрок, американский импресарио и продюсер, в 1930 году пригласил Глиэра в Штаты с предложением восьминедельного турне:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки».

Но в США Глиэр так и не поехал. Во время Второй мировой войны он продолжал писать, и вернулся к камерно-инструментальному жанру.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В 1943 году был написан знаменитый Четвертый струнный квартет. Позже появился концерт для колоратурного сопрано с оркестром, который композитор написал под сильным впечатлением от ужасов войны. Семья Глиэра была в эвакуации, где он располагал лишь фортепиано в столовой Союза композиторов Свердловска, но именно эта обстановка помогла появиться на свет произведениям, которые шли из глубины души композитора и воспевали его любовь к жизни.

После окончания войны Рейнгольд Глиэр продолжил выступать с концертами и писать музыку для новых балетов, среди которых «Медный всадник» и «Тарас Бульба». Но всё это время ему не давал покоя его «Красный мак» и в 1954 году композитор в четвертый раз начал его переписывать. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. С этой работой его захлестнули воспоминания о премьере, и он вновь переживал те радостные минуты, вспоминая всех, кто был причастен к самой первой постановке.


Рейнгольд Глиэр с женой

В 1956 году здоровье Глиэра начало ухудшаться. Многие стали замечать его усталость на репетициях и концертах. 30 мая в последний раз композитор вышел на сцену с дирижерской палочкой в городском Доме учителя. Тогда оркестр играл увертюру на славянские темы, балладу из оперы «Шахсенем», сюиту из балета «Красный мак», романсы «О, если б грусть моя» и «Мы плыли с тобой» и фрагменты из «Медного всадника».

В ночь с 3 на 4 июня у композитора случился сердечный приступ. Врачи прописали ему покой и, по словам близких, он безукоризненно соблюдал все предписания, пока однажды ночью дочь не увидела его вновь за работой. Он сидел у себя на кровати в окружении нот. Тогда Глиэр ответил:

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»

23 июня 1956 года в 8 часов Рейнгольд Морицевич Глиэр скончался. На пюпитре рояля так и остался лежать лист нотной бумаги с множеством карандашных эскизов и надписью «Квартет V». Произведение, которое композитору так и не удалось завершить. Свою жизнь Глиэр завершил словами:

«Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед»

Композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич известен в мире музыки как основатель советского балета. Предки композитора по линии матери и отца посвятили свои жизни музыке, были непревзойденными мастерами музыкальных инструментов, известных во многих странах Европы. Однако Рейнгольд выбрал другую стезю. Он стал известным композитором, произведения которого звучат во многих театрах мира.

Краткая биография композитора

Глиэр родился 30 декабря 1874 г. по старому стилю, и был третьим ребенком из четверых в семье. Его отец Мориц-Эрнест Глиэр был подданным Саксонии. Следует отметить, что корни династии музыкальных мастеров уходили в Германию. Отец Рейнгольда купил в Киеве участок земли на улице Бассейной и выстроил небольшой дом с мастерской - музыкальной фабрикой Глиэров. Именно здесь прошли детские годы Рейнгольда, его сестры и двух братьев. Рейнгольд буквально пропадал в мастерской отца. Он любил слушать голоса инструментов, которые приносили в ремонт.

Первое музыкальное образование Глиэр получил в Киевском музыкальном училище, а первые произведения начал писать в 14 лет. Это были небольшие пьесы для фортепиано и скрипки. Огромное впечатление на юное дарование произвели гастроли Петра Чайковского, которые проходили в декабре 1891 года в Киеве.

Впервые в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа... Этот сложный комплекс впечатлений и явился последним толчком, что решил мою долю.

Дальнейшая учеба

Очередная веха в биографии композитора Глиэра - 1894 год. Он поступает в Московскую консерваторию вопреки воле родных, которые его видели никем иным, как музыкальным мастером. Работал неутомимо и настойчиво: кроме выполнения учебной программы, самостоятельно изучал произведения известных композиторов, музыкальный фольклор разных народов, французский язык. Немецкий и польский языки знал в совершенстве благодаря родителям. Национальность композитора Глиэра, если считать по матери - поляк, а по отцу - немец.

Глиэр стал известным в музыкальных кругах после исполнения Первой симфонии, а за Первый струнный секстет получил самую престижную тогда премию им. М. Глинки.

Учась в Москве, Глиэр каждое лето жил в Киеве, преимущественно на даче в Святошино.

Ежегодные летние выезды семьи в деревню под Киевом, где, казалось, сам воздух звенел песнями, сдружили меня с богатейшим фольклором Украины, обогатили глубокими, незабываемыми впечатлениями. Это была стихийная сила народного искусства, невольно овладевала моим сознанием, формировала мои музыкальные представления.

Окончание консерватории

Консерваторию Рейнгольд Глиэр закончил с золотой медалью. С 1901 года занимался преподавательской деятельностью. В Музыкальной школе сестер Гнесиных вел занятия по гармонии. В 1904 женился на своей ученице, шведке Марии Ренквист. В семье супругов родилось пятеро детей.

Собственно, по окончании консерватории в течение десяти лет длился творческий взлет Глиэра-композитора. Произведения его исполняют в США и многих странах Европы, на престижных «Рубинштейновских обедах» и «Беляевских пятницах». Шедевры Глиэра, как лучшие музыкальные произведения, получают премии им. М. Глинки. Премьера его симфонии «Илья Муромец», состоявшаяся в 1912 г. в Московской консерватории, стала настоящей сенсацией для музыкального мира.

Глиэр писал в то время:

Я страстно спешу, так как боюсь, что скоро начнется (кончится?) весна моей жизни, а я буду говорить в своей музыке вовсе не то, что делается в душе.

Работа в Киевской консерватории

Рейнгольда Глиэра в 1913 году приглашают в Киевскую консерваторию на должность профессора класса композиции, год спустя он становится ректором учреждения. В течение семи лет Глиэр превратил Киев в один из ведущих концертных городов тогдашней империи. Здесь гастролировали Рахманинов, С. Прокофьев, О. Гречанинов.

Оперная студия Консерватории под руководством Р. Глиэра с успехом ставила "Свадьбу Фигаро" Россини, "Бориса Годунова" других известных композиторов. Глиэр был любимым педагогом Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского.

Большое внимание уделяет Р. Глиер украинскому музыкальному фольклору. Для его произведений характерны теплота и искренность. Его музыка одновременно привлекает изяществом гармонии, ясностью и слаженностью форм.

Годы революции в жизни Глиэра

Не лучшие времена наступили, когда большевики, захватив Киев, начали отбирать жилье у преподавателей консерватории, принудительно мобилизовывать студентов в армию, а само помещение консерватории попытались реквизировать. Рискуя жизнью, ректор Глиэр отстоял и родное учебное заведение, и права своих коллег, и учеников - даже добился для них продовольственных пайков.

В конце 1920 г. Глиэр переехал в Москву. Здесь в течение 20 лет преподавал композицию в консерватории, подготовил целую плеяду талантливых музыкантов, среди них А. Хачатурян, Давыденко, Л. Книппер.

Последние годы жизни

Его творчество и в последние годы жизни вдохновляет Украина. Накануне 125-летия композитор завершает создание симфонической поэмы "Заповіт". В Концерте для арфы с оркестром, посвященном всемирно известной арфистке К. Ердели, и в Торжественной увертюре звучат украинские мотивы. В последние годы жизни композитор Глиэр работает над балетом «Тарас Бульба».

Композитор постоянно возвращается к родной земле не только мысленно. Довольно часто в довоенные годы проходят концерты в Киеве, Харькове и Одессе.

В 1941 году Глиэр удостоен звания доктор искусствоведения.

Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…

В 1943 году Глиэром написан его знаменитый Четвертый струнный квартет. В активе композитора Глиэра более 500 произведений, в том числе 5 опер, 7 балетов, более 20 симфонических произведений.

В послевоенные годы жизни композитор выступает, пишет музыку к "Медному всаднику" и "Тарасу Бульбе".

В первых числах июня 1956 года у Глиэра произошел сердечный приступ. Ему запретили, хотя бы на время, нагружать себя, но он не мог просто лежать, и когда родственники не видели, он продолжал работать. Но сердце не выдержало нагрузки, 23 июня 1956 ушел из жизни великий композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич.

В Киеве именем Рейнгольда Глиэра названо музыкальное училище, где начиналась его творческая биография, и к развитию которого он приложил большие усилия.

Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении - Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874-1956) - советский, украинский и российский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов.

Первоначальное музыкальное образование получил в домашних условиях (уроки скрипки у А. Вейнберга, К. Воута). В 1894 году окончил Киевское музыкальное училище (ныне Киевский институт музыки имени Глиэра) у О. Шевчика (скрипка) и Е. Рыба (композиция) и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов - участник собраний Беляевского кружка в Петербурге.

В 1900-1907, 1909-1913 годах преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальном училище Е. и М. Гнесиных (ныне Колледж имени Гнесиных). В 1902-1903 годах давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву.

С 1908 года выступал как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Как композитор сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым С 1900 года педагог.

В 1913-1920 годах - профессор Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории, а также руководитель оперного, оркестрового, камерно-инструментального классов. Среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.

В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди учеников - А. А. Давиденко, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, Л. К. Книппер и др.

В 1920-1922 годах - заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах - член этнографической секции Московского отделения Пролеткульта.

В 1923 году получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941)

В конце 30-х годов, а также в 1947 и 1950 годах предпринял несколько гастрольных поездок по СССР, выступая с авторскими концертами.

В 1924-1930 годах - председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938 году - председатель Московского союза композиторов, в 1939-1948 - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

    Род. 30 дек. 1874 (11 янв. 1875) в Киеве, ум. 23 июня 1956 в Москве. Композитор. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Учился в 1891 1894 в Киевском муз. училище по кл. скрипки О. Шевчика. В 1900 окончил Моск. конс. по кл.… … Большая биографическая энциклопедия

    Советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), народный артист Азербайджанской ССР (1934), народный артист РСФСР (1935), народный артист Узбекской ССР… … Большая советская энциклопедия

    Глиэр, Рейнгольд Морицевич композитор, родился в 1874 г., музыке учился в киевской музыкальной школе и московской консерватории (1894 1900), которую кончил с золотой медалью. Из его произведений изданы (у М. Беляева, СПб. Лейпциг, и П. Юргенсона … Биографический словарь

    - (1874/75 1956) российский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения. Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты Красный мак (1927; с 1957 Красный цветок), Медный всадник (1949) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1874 1956), композитор, дирижёр, педагог, директор искусствоведения (1941), народный артист СССР (1938). Окончил Московскую консерваторию (1900). В 1900 01 в Петербурге посещал собрания Беляевского кружка. Профессор Киевской (с 1913, с… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Глиэр, Рейнгольд Морицевич - ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 1956), композитор, дирижер, педагог, музыкально общественный деятель. Продолжатель традиций русской музыкальной классики (линии эпического симфонизма). Автор опер, сыгравших значительную роль в развитии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1874/1875 1956), композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения (1941). Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957 «Красный цветок»), «Медный всадник»… … Энциклопедический словарь

    Глиэр Рейнгольд Морицевич - (1874 1956) композитор, дирижер, педагог, муз. обществ. деятель. Окончил Моск. конс. в 1900 (по композиции кл. Ипполитова Иванова, по гармонии кл. Аренского, по полифонии кл. Танеева). Дир. Киев. конс. (1914), проф. Моск. конс. (1920 41). Нар.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (11 I 1875, Киев 23 VI 1956, Москва) Глиэр! Семь роз моих фарсийских, Семь одалиск моих садов, Волшебств владыка мусикийских, Ты превратил в семь соловьев. Вяч. Иванов Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр в то… … Музыкальный словарь

    - (1874/75, Киев 1956, Москва), композитор, дирижёр, педагог, доктор искусстведения (1941), народный артист СССР (1938). Предки Глиэра выходцы из Центральной и Восточной Европы; отец и дед потомственного мастера музыкальных инструментов.… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • Рейнгольд Морицевич Глиэр Личность Творчество Эпоха , Зуева А. (сост.). В своем дневнике юный Глиэр записал: "А дальше - жизнь!.." Сегодня музыку композитора исполняют Нью-Йоркский, Филадельфийский, Венский, Берлинский, Афинский, Дрезденский, Пражский и многие…
  • Глиэр. Пьесы для фортепиано , Рейнгольд Морицевич Глиэр. В сборник вошли разнохарактерные и яркие по музыкальному языку пьесы, предназначенные для репертуара детских музыкальных школ. ISBN:978-5-7140-0737-8…
Поделиться: