Государственные заимствования, их формы и методы. Государственный долг рф Влияние госдолга на экономику

3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления

государственным долгом.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.

Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения, государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Однако, максимальный срок не может превышать 30 лет.

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, по способу выплаты доходов.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:

    установление фиксированного процентного платежа;

    применение ступенчатой процентной ставки;

    использование плавающей ставки процентного дохода;

    индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

    реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;

    проведение выигрышных займов.

В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.

Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:

    первоначальная цена, уплаченная за облигацию;

    частота выплат дохода по купону;

    дата погашения облигации;

    основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;

    реализуемость на рынке (спрос и предложение);

    кредитный риск.

Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.

Виды и особенности государственных ценных бумаг.

Рынок государственных облигаций, выпущенных Министерством финансов РФ и обращающихся на биржевом рынке (ММВБ), представлен следующими видами облигаций:

    Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

    Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

    Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

    Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

    Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО )
Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)
ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.
Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС)

Облигации номиналом 1000 руб., публичное размещение. Ставка купона 6,1% годовых, периодичность выплаты купона 4 раза в год. Срок обращения 5 лет. Агентом по обслуживанию выступает Сбербанк России.

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС)

Облигации номиналом 1000 руб., частное размещение, ставка купона от 6% до 8,5%. Срок обращения 16 лет, периодичность выплаты купона 2 раза в год. Агент по размещению – Сбербанк России. В круг потенциальных инвесторов входят резиденты РФ – страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд РФ, другие государственные внебюджетные фонды РФ; управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)

В данный момент нет в обращении.

Так же данные о государственных ценных бумагах представлены в приложении 1.

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах

млрд. руб

Виды
ценных бумаг

на 01.01.2005

на 01.01.2006

на 01.01.2007

на 01.01.2008

на 01.01.2009

ОГВЗ
1991 года

ОРВВЗ
1992 года

Государственную задолженность принято классифицировать по множеству критериев. Например, по валютному критерию государственный долг РФ делят на внешний и внутренний. Принято считать, что если задолженность исчисляется в рублевом эквиваленте, то её следует относить к внутреннему долгу, кредитные обязательства, исчисляемые в иной валюте — образуют внешний долг. В ряде других стран мира внешним государственным долгом принято считать обязательства перед нерезидентами государства, а внутренним — перед юридическими и физическими лицами, относящимися к этой же стране (резидентами государства).

Формы государственного долга

Кредитные обязательства России представлены в форме:

  • кредитных договоров (если представители РФ выступают в роли заемщиков у кредитных организаций, иных стран, либо интернациональных финансовых компаний);
  • государственных ссуд, полученных после реализации ценных бумаг;
  • договоров, подтверждающих получение местными бюджетами займов от бюджетов вышестоящих уровней финансовой системы РФ;
  • соглашений, закрепляющих предоставление Российской Федерацией национальных гарантий;
  • международных договоров о продлении и корректировке долговых обязательств РФ, взятых в прошлом.

Кредитные обязательства России бывают долгосрочными (сроком 5-30 лет), среднесрочными (сроком 1-5 лет) и краткосрочными (не более года). В соответствии с международным законодательством все долговые обязательства РФ, а также других стран, должны быть погашены в строго оговоренные сроки. Продолжительность срока уплаты долга не может быть больше 30 лет. Корректировка условий полученной в прошлом государственной ссуды противозаконна. Это правило распространяется на сроки выплаты задолженности, размеры процентных по международным кредитам ставок и максимальные сроки обращения долговых обязательств.

Влияние госдолга на экономику

Госдолг считается неотъемлемой частью международных финансовых отношений. Однако государственная задолженность РФ находится в числе серьезных экономических проблем. Общий размер долговых обязательств страны говорит о том, что данный вопрос требует профессионального подхода и незамедлительного решения, как ключевой проблемы (рост госдолга), так и побочных, напрямую связанных с ростом долговых обязательств. При решении проблем, связанных с государственной задолженностью принято выделять следующие аспекты:

  • динамику роста и изменение структуры государственного долга;
  • управление задолженностью, выплаты по долговым обязательствам и их реструктуризация;
  • влияние госдолга на экономику страны.

Постоянный рост госдолга в условиях замедления экономического роста оказывает негативное воздействие на все сферы государственной и общественной жизни.

- 128.00 Кб

Порядок выплаты дохода по ОФЗ целесообразно представить в табличной форме (табл. 8).

Таблица 8

Порядок выплаты дохода по ОФЗ

ОФЗ с заранее известным купонным доходом: Эмитент заранее (при объявлении параметров выпуска облигаций перед его размещением) объявляет размеры всех купонов
- ОФЗ-ПД Устанавливается единая ставка купонного дохода на весь период обращения
- ОФЗ-ФК; ОФЗ-АД В рамках одного выпуска ставки купонного дохода могут различаться для разных купонных периодов
ОФЗ с «неизвестным» купонным доходом:

ОФЗ-ПК и ОФЗ-АД с переменным купоном

Процентная ставка и размер каждого купона (начиная со второго) определяются эмитентом, исходя из официальных показателей инфляции, и объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода.

4. Государственные сберегательные облигации (ГСО)

Государственные сберегательные облигации (ГСО) впервые были выпущены в 2006 году. Данные ценные бумаги Российская Федерация использует двух видов:

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС). Средняя доходность по ГСО-ППС составляет 9,78% годовых;

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС). Средняя доходность по ГСО-ППС составляет 9,23% годовых.

Эмиссию данного вида ценных бумаг осуществляет Министерство финансов РФ, бумаги торгуются на аукционах и затем свободно – на вторичном рынке.

Владельцами облигаций могут быть следующие юридические лица – резиденты Российской Федерации:

Страховые организации;

Негосударственные пенсионные фонды;

Акционерные инвестиционные фонды;

Пенсионный фонд Российской Федерации и иные государственные внебюджетные фонды.

Обращение на вторичном рынке или их залог не допускаются. Пока при помощи данного инструмента значительных средств государством не привлекается.

5. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

В сентябре 1995 года на рынке государственного долга появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) . Их выпуск состоялся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 года №836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 года №812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».

Заем выпускался в целях более активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений граждан. Поскольку владельцами облигаций могут быть и юридические лица, то они получили новый инструмент для диверсификации своего инвестиционного портфеля.

Облигации сберегательного займа выпускаются в документарной форме и являются государственными ценными бумагами на предъявителя. В соответствии с условиями выпуска каждой серии они дают право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости ОГСЗ при их погашении. Для большей привлекательности облигаций займа первого выпуска устанавливалась их доходность, превышавшая доходность по другим видам государственных ценных бумаг. ОГСЗ не были заморожены в августе 1998 года, государство исправно выполняло свои обязательства по этим облигациям. С 2001 года новые облигации сберегательного займа не выпускаются.

6. Облигации нерыночных займов (ОНЗ)

Облигации государственных нерыночных займов – федеральные государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Эмиссия этих облигаций осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Министерством финансов РФ исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год. По срокам обращения облигации государственных нерыночных займов могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными.

Владельцами облигаций могут быть юридические лица. Облигации не обращаются на вторичном рынке.

На практике эмиссия ОНЗ проводилась в 2000 году в рамках мероприятий по урегулированию задолженности государства перед головными исполнителями государственного оборонного заказа. В соответствии с условиями выпуска ОНЗ федеральные органы исполнительной власти, которые были государственными заказчиками, должны были погасить задолженность по оплате обязательств, возникших в связи с исполнением государственных контрактов по государственному оборонному заказу, на общую сумму порядка 32,5 млрд. рублей. При этом часть задолженности в размере половины от указанной суммы (около 16,3 млрд. рублей) переоформлялась в государственный внутренний долг в форме ОНЗ со сроком погашения до 1 января 2003 года. Стоит заметить, что по ОНЗ была установлена нулевая купонная ставка, и владельцы ОНЗ, таким образом, не получали дохода по этим бумагам. В настоящее время выпусков ОНЗ в обращении нет.

Сравнительную характеристику ГСО, ОГСЗ и ОНЗ представим в
табл. 9.

Таблица 9

Сравнительная характеристика ГСО, ОГСЗ и ОНЗ

№ п/п Характеристики Государственные сберегательные облигации (ГСО) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) Облигации нерыночных займов (ОНЗ)
1. Эмитент Минфин России Минфин России Минфин России
2. Форма выпуска Бездокументарные, именные Документарные, на предъявителя Бездокументарные, именные
3. Номинальная стоимость 1 000 руб. 500 руб. 1 000 руб.
4. Срок обращения Среднесрочные

(от 1 до 5 лет)

Кратко-, средне- или долгосрочные
5. Инвесторы Юридические лица – резиденты РФ:

Страховые компании;

НПФ;

Акционерные ИФ;

УК, управляющие пенсионными накоплениями;

Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды

Без ограничений Юридические лица – резиденты и нерезиденты
6. Формы размещения 1) Аукцион организатора торговли;

2) Прямая продажа неразмещенных бумаг по цене, установленной Минфином (дополнительная продажа);

3) Закрытая подписка

Продажа через уполномоченных профессиональных участников рынка ценных бумаг, отобранных Минфином по итогам аукциона Закрытая подписка (без участия организатора торговли)
7. Вторичное обращение

или залог

Не допускается Допускается Не допускается
8. Торговая площадка Проф. участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию организатора торговли и отобранный Минфином по конкурсу - -
9. Агент (платежный агент) Кредитная организация, отобранная Минфином по конкурсу Банк, уполномоченный Минфином (Сбербанк РФ) -
10. Депозитарий Проф. участник рынка ценных бумаг, имеющий депозитарную лицензию и отобранный Минфином по конкурсу - -

7. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа («вэбовки»),

облигации государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ)

Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) – облигации внутреннего государственного валютного займа 1993 и 1996 года выпуска.

В 1991 году Внешэкономбанк СССР (ВЭБ) обанкротился и не смог вернуть валютные средства своим клиентам – юридическим и физическим лицам. С целью гарантии возврата денег резидентам – вкладчикам ВЭБ Минфином России в 1993 году был выпущен внутренний валютный заем, по условиям которого долги ВЭБа переоформлялись в государственные ценные бумаги, которые получили название облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) или, в простонародье, «вэбовок». В 1996 году была осуществлена дополнительная эмиссия этих бумаг. Эмиссия проводилась несколькими траншами, и согласно условиям выпуска были установлены следующие ключевые параметры «вэбовок»:

Эмитент – Минфин России;

Агент по обслуживанию - Внешэкономбанк;

Максимальный срок погашения – 15 лет;

Купон – 3% годовых;

Форма выпуска – документарная, на предъявителя.

Облигации государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ) – облигации государственного валютного займа 1999 года выпуска.

В результате дефолта 1998 года государство оказалось неспособным обслуживать свои обязательства по ОВВЗ. Для урегулирования создавшейся ситуации в 1999 году Минфином было принято решение о проведении обмена (или так называемой «новации») ОВВЗ на новые государственные валютные бумаги, которые получили название облигаций государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ) 1999 года выпуска. По условиям эмиссии размещение ОГВЗ осуществлялось на территории РФ исключительно среди держателей ОВВЗ определенной серии путем обмена на добровольной и эквивалентной (по номинальной стоимости) основе.

8. Облигации внешнего облигационного займа (ОВОЗ) – еврооблигации

Облигации внешнего облигационного займа (ОВОЗ) – облигации внешних облигационных займов РФ, выпускаемые с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов.

ОВОЗ являются государственными ценными бумагами и входят в состав государственного внешнего долга РФ.

Основные параметры:

Эмитент – Минфин России;

Агент по обмену облигаций – Citibank;

Агент по обслуживанию облигаций - Chase Manhattan Bank;

Сроки погашения – 10 и 30 лет;

Валюта номинала – доллар США;

Облигации депонируются и расчеты по ним осуществляются в крупнейших международных депозитарно-клиринговых системах: Clearstream и Euroclear;

Облигации размещаются с использованием синдиката управляющих (агентов по размещению и обслуживанию).

9. Казначейские обязательства

Казначейские обязательства. В целях оптимизации процесса исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции Правительство Российской Федерации разрешило выпуск казначейских обязательств, начиная с августа 1994 года.

Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов Российской Федерации, которое и устанавливает серии, объем и даты выпуска. Казначейские обязательства каждой серии имеют единые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями.

Казначейские обязательства размещаются среди юридических лиц, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами. Владельцами казначейских обязательств могут быть российские юридические и физические лица.

При осуществлении выпуска казначейских обязательств Министерство финансов Российской Федерации депонирует глобальный сертификат на весь выпуск (серию) в центральном депозитарии, уполномоченном Министерством финансов Российской Федерации.

Размещение выпуска (серии) казначейских обязательств осуществляется путем перевода соответствующего количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета-депо в других уполномоченных Министерством финансов Российской Федерации депозитариях через их корреспондентский счет-депо в центральном уполномоченном депозитарии согласно операционным условиям последнего.

Краткое описание

Государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти и управления.

Содержание

1. Общее представление о государственных ценных бумаг
2. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)
3. Облигации федеральных займов (ОФЗ)
4. Государственные сберегательные облигации (ГСО)
5. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
6. Облигации нерыночных займов (ОНЗ)
7. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа («вэбовки»), облигации государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ)
8. Облигации внешнего облигационного займа (ОВОЗ) – еврооблигации
9. Казначейские обязательства
10. Инвестиционное качество государственных ценных бумаг

Поделиться: