Кредитные риски малых предприятий. Кредитные риски связанные с кредитованием малого бизнеса

Каждый год открывается много малых предприятий (МП), но много их и закрывается. Как снизить риски, связанные с теми МП, которым суждено погибнуть? Критерием, позволяющим разделить все МП по уровню риска, является их возраст.

Зарубежные данные говорят, что самые тяжелые потери малый бизнес (МБ) несет в первые 18 месяцев, когда погибает половина всех созданных предприятий. Затем темпы гибели падают, а к 10 годам остается в живых около 20% МП. Хотя не будем забывать, что гибнут даже гиганты в преклонном возрасте.

Из этой статистики можно, например, сделать вывод, что из предприятий, зарегистрированных менее года назад, закроется 40%, а из тех, кому 7 и более лет - только 3%. На графике, отражающем вероятность закрытия МП в течение 10 лет с момента регистрации (рис.1), видны три характерные зоны риска:

  • зона 1 (высокие риски) - МП возрастом менее 3 лет;
  • зона 2 (средние риски) - МП возрастом от 4 до 6 лет;
  • зона 3 (низкие риски) - МП возрастом от 7 лет.

С помощью графика можно оценить, какова вероятность закрытия МП в течение следующего года, если кредит малому бизнесу выдается, например, на год.

Вероятно, для тех, кому более 7 лет, можно использовать обычные банковские процедуры. А вот для более молодых МП нужно искать дополнительные аргументы. Хотя можно поставить и первую планку - отсечь всех, кому меньше года или меньше полутора лет, что банки и делают. Диапазон возрастов МП от 2 до 6 лет, вероятно, самый проблематичный с точки зрения оценки рисков. С одной стороны, МП уже прошло критический период своего развития, но с другой - вероятность его закрытия остается еще достаточно высокой.

Здесь необходимо сделать одно примечание. Если напрочь отбрасывать МП моложе двух лет, то существует опасность отсечь предприятия, которые могли бы стать крепким и надежным бизнесом.

Все риски заключены в одном лице

Практика показывает, что в более чем 90% случаев предприятие погибает по вине его владельца. Не верьте, когда говорят, что не повезло, персонал был очень слабый, не хватило денег или наступили форс-мажорные обстоятельства.

Особенность МБ состоит в том, что в одном лице, именуемом предприниматель, сталкиваются противоречивые интересы человека, владельца бизнеса и его руководителя. Мы не умеем распутать этот клубок интересов и выразить его в цифрах, а потому и пытаемся найти другие способы оценки, которые снижают риски.

Задача, нужно сказать, совсем не простая, но и не безнадежная. Для того чтобы оценить предпринимательский потенциал, нужно использовать "портрет" предпринимателя, из которого можно узнать очень многое, например, об образовании собственника, опыте работы и ранее занимаемых должностях, о владении другими предприятиями и их состоянии, его партнерах и многом другом.

Если "портрет" сопоставить с наиболее важными для успеха в бизнесе параметрами предпринимателя, то можно получить дополнительные аргументы "за" и "против".

Фактически кредит малому бизнесу всегда выдается под предпринимателя, а не под сам бизнес и было бы неверным абстрагироваться от того лица, которое в бизнесе решает все.

Клубок интересов проще распутать, когда предпринимателей несколько или директор МП не является его владельцем, потому что появляется дополнительная информация в виде договоренностей между этими лицами.

Будущий успех бизнеса заложен в его прошлом

На рисунке 2 показаны два разных типа предприятий в МБ: те, которые быстро выйдут за рамки МБ и станут средними и даже крупными (т.н. быстрорастущие), и те, которые надолго или навсегда останутся малыми.

Первая группа - это "сливки" МБ. Их не так много в общем большом количестве МП, но именно они станут самыми привлекательными клиентами.

Если банк хочет заполучить их в число своих клиентов, он должен научиться распознавать такие МП до того, как их рост станет всеобщим достоянием. Для этого нужна специальная система отбора клиентов на начальном этапе развития бизнеса, т.е. в зоне высоких рисков.

Для каждого МП можно выделить три характерных этапа: этап 1 - становление бизнеса, этап 2 - развитие бизнеса и этап 3 - стабилизация бизнеса.

МП очень важно как можно быстрее встать на ноги, потому что изначально оно не располагает резервами. Времени от 1,5 до 3 лет достаточно, чтобы бизнес сам обеспечивал себя и свое развитие. Если за этот период достичь финансовой стабильности не удается, то нужно быть осторожным: что-то делается не так и, скорее всего, не так обстоит дело с самим предпринимателем.

На этапе 2 за счет собственных средств можно добиться роста до 40% в год. Но для МП не редкость, когда оно растет и более высокими темпами - 100 и даже 200%. Потребность в кредите у малого бизнеса в этот период очень высока. Продолжительность этапа 2 может быть очень индивидуальной.

На этапе 3 объемы МП растут медленно или стабилизируются. Потребность в кредитах у малого бизнеса такая же, как и для других клиентов. Этап стабилизации может продолжаться как угодно долго при условии, что бизнес образует прибыль.

Если предприятию несколько лет и на графике отложить для каждого года значения объемов продаж, то мы получим "историю" предприятия. История показывает, как развивается бизнес и на какой стадии он находится. Реальная история МП не будет такой гладкой, как это показано на рисунке, но любые отклонения от ожидаемого развития, такие, как провалы или застой, дают дополнительные возможности для анализа.

История развития МП дает более ценную информацию, чем кредитная история, которую так любят банки. Во-первых, у большинства МП нет никакой кредитной истории, что вполне объяснимо. Во-вторых, кредитная история конкретного малого бизнеса не дает оснований считать, что и в будущем МП будет кредитоспособным.

История предприятия, напротив, позволяет оценить тенденции развития МП на период кредитования этого конкретного малого бизнеса. Анализ будет более полным, если установить цель (по объему и сроку), которую ставит перед своим бизнесом предприниматель.

На каждом этапе развития существуют свои технологии

Успешное МП, даже если оно по возрасту находится в зоне риска 1, все равно остается успешным. Как выделить его из числа тех, кто бьется в конвульсиях или неминуемо погибнет? Ответ дает информация, которая позволяет оценить вероятность наступления основных причин гибели МП.

Существует логическая связь между этапами развития МП и причинами его закрытия.

Например, высокую "смертность" МП в самом начале пути специалисты объясняют следующими причинами:
  • некомпетентность предпринимателя, т.е. его неспособность физически, морально или интеллектуально вести дело;
  • слабая подготовка бизнеса к открытию, т.е. неудачная идея бизнеса или недостаточная предварительная проработка всех аспектов будущего бизнеса (слабый бизнес-план и поспешность в регистрации бизнеса);
  • отсутствие опыта в управлении работниками и другими ресурсами до открытия бизнеса;
  • отсутствие опыта в производстве данной продукции или услуги до открытия бизнеса.

Начало пути - это зона отсева тех, кто оказался неспособен или поспешил. Поэтому ответить на поставленный выше вопрос на этапе 1 могут лишь "портрет" предпринимателя и бизнес-план предприятия. Вероятно, на этом этапе технология кредитования малого бизнеса сродни кредитованию частных лиц.

На этапе 2 главной причиной неудач является неспособность предпринимателя эффективно управлять бизнесом. В первую очередь это касается управления финансами и, как часть его, управления товарно-материальными запасами, хотя значение имеет и управление всей бизнес-структурой. Пожалуй, на этом этапе ярче всего и проявляется специфика МБ.

На этапе 3, когда бизнес займет свое место на рынке, важными становятся экономика бизнеса, маркетинг и другие факторы, как и в случае традиционных банковских клиентов.

Таким образом, для оценки успешности МП на разных этапах его развития нужна разная информация.

Удавка для клиента или механизм роста

Мнение, что МП запрашивает кредит потому, что ему нужны деньги, уведет нас далеко от истины. Большинство тех, кто просит кредит, видят в этих деньгах единственную возможность решить накопившиеся проблемы, хотя их решение лежит совсем в другом месте - как правило, в изменении управления.

В МБ не принято оперировать прибылью и уж тем более прибылью на вложенный капитал. Это приводит к тому, что при существующих высоких процентных ставках для МБ рентабельность вложенного капитала может оказаться ниже процентной ставки, т.е. дополнительной прибыли от использования кредита не хватит на его обслуживание, и МП окажется в результате в более тяжелом положении, чем до получения малым бизнесом кредита.

Банку нужно ясно представлять себе, что он сам увеличивает кредитный риск, когда предлагает своему клиенту удавку, даже если клиент упрямо сует голову в эту петлю: условия возврата кредита малым бизнесом будут хуже, чем это оценил банк на основе финансовой отчетности за прошлый период.

Конечно же, МП нужны деньги для развития. Например, на закупку оборудования, на те же материалы, наконец, на хорошую внешнеторговую сделку. И только сам предприниматель может объяснить, как он предполагает развиваться с помощью кредита. Поэтому технико-экономическое обоснование (ТЭО), пусть на страницу, но нужно.

Так почему же, как пишут, требование ТЭО равносильно отказу? По двум причинам. Во-первых, предприниматель не умеет его составить. Во-вторых, предприниматель не может внятно объяснить, зачем же ему нужен кредит.

В этих случаях выдача кредита малому бизнесу сопряжена с риском. Но, заметим, что риск не в МБ, а в самом банке - в его неверной оценке предпринимателя и бизнеса.

От предпринимателя нужно получить его личную оценку реальной рентабельности на вложенный капитал. Здесь, безусловно, есть подводные камни. Как в прибыли, так и в пассивах может быть определенная скрытая часть и никто их раскрывать перед банком не будет. Тем не менее эта цифра, будет ли она правдивой или нет, в любом случае послужит основой для диалога с предпринимателем, в результате которого будет получена важная информация о предпринимателе и управлении бизнесом.

Получить кредит малому бизнесу трудно, вернуть - еще трудней

Большинство предпринимателей не задает себе этот вопрос, как вернуть кредит, потому что ответ им кажется очевидным и простым - аккумулировал нужную сумму и вернул.

Около 2/3 кредитных ресурсов направляется на пополнение оборотных средств. Рассмотрим случай оптовой торговой фирмы, когда кредит направляется на пополнение товарного запаса, а имеющийся товарный запас является обеспечением кредита (см. таблицу). Заметим, что это логичная и удобная для МП форма обеспечения.

Ситуация, показанная в таблице, - типична.

Весь товарный ассортимент фирмы разделен по доходности на четыре группы. Группа № 1 - это "звезды". Их всего 22 позиции и они дают в общей сложности 30% дохода. Группа № 2 - "рабочие лошадки" - 152 позиции и 50% дохода. Группа № 3 - "аутсайдеры" - 142 позиции и 15% дохода и, наконец, группа № 4 - "отстойник" - 220 позиций и 5% дохода. На самом деле группа № 4 не дает никакого дохода и, вероятнее всего, приносит убытки, если подсчитать долю собственных расходов фирмы, приходящуюся на эти товары.

При одинаковой наценке доля каждой группы в товарном запасе должна быть примерно такой же, как и в доходе. В действительности же ситуация оказалась совершено иной - ходовых (ликвидных) товаров как всегда не хватает, но зато есть излишки (группа № 3) и неликвиды (группа № 4).

Таким образом, у этой фирмы "омертвлено" 34% средств.

После получения кредита, самое большое через месяц, все деньги растекутся по этим же группам в точно такой же пропорции - ведь в управлении закупками ничего не изменилось. Скоро денег будет опять не хватать, а 34% от объема кредита опять же будут омертвлены в излишках и неликвидах.

Часть кредитных ресурсов будет работать эффективно, объемы продаж возрастут, увеличится заработная плата, возрастут другие расходы в связи с развитием инфраструктуры.

Очевидно, что в деньги наиболее эффективно превращается ликвидный товар (группа № 1 и верхняя половина группы № 2). Вернув кредит, МП остается и без денег, и без ходового товара. Объем продаж падает, а развитая инфраструктура начинает поедать бизнес. Ситуация после возврата кредита будет хуже, чем до его получения.

Вернуть малым бизнесом кредит из прибыли, естественно, невозможно, и мечты предпринимателя о чуде не сбываются. Поэтому в самый последний момент он сломя голову бросается на поиски нового кредитора, чтобы перезанять нужную сумму.

Если банк не знает, как обстоит дело у клиента с управлением финансами и товарно-материальными запасами, то он сам увеличивает риск кредитования малого бизнеса. А если он ставит условием предоставления кредита изменение управления закупками, то он значительно снижает свой риск.

Прозрачный мешок для кота

Посмотрим, каковы же возможности у банка вернуть свои деньги, если заемщику не удалось "перезанять".

Совершено ясно, что практически нет шансов реализовать оптом залог из товаров группы № 4 и очень мало шансов реализовать оптом товары из группы № 3. Товары группы № 2 можно реализовать оптом, но со скидкой. Не трудно подсчитать, какие деньги получатся от реализации залога. Обеспечение оказалось лишь самоуспокоением, что все было сделано по правилам. Поэтому банки не очень любят принимать товарный запас в качестве обеспечения, называя его "котом в мешке".

Мешок легко сделать прозрачным, если банк проведет свой анализ товарных запасов. Сделать это можно очень просто и быстро. Для этого нужно получить от клиента доходность по каждой товарной единице, количество проданных изделий за год и объем товарных запасов.

Но если клиент не может предоставить таких статистических данных, это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что клиент плохо управляет финансами и товарно-материальными запасами - ведь это самый большой денежный поток в торговой фирме. Работа с таким клиентом сопряжена с большими рисками.

Существуют ли очки для мутной воды

Непрозрачность МБ - проблема, но все же есть способы ее решения. Можно быть уверенным, что если легальная информация позволяет считать заемщика кредитоспособным, то он таким и является. В то же время легальное кредитование - это способ легализации бизнеса, потому что большие объемы вовлекаются в легальный оборот.

Кроме того, в МП всегда можно найти информацию, которая дает более полное представление о бизнесе в целом. Такую информацию дает, например, товарный запас. Теневыми или легальными являются конкретные сделки, а товар, как правило, не раскладывается по полкам по этим признакам. Поэтому размеры запаса и динамика его образования позволяют получить более полное представление о бизнесе в целом и, например, об образованной прибыли. Можно поискать и другие инструменты.

Вообще МБ содержит в себе больше информации, чем это зачастую предполагается. Нужно лишь ее найти и правильно использовать.

Справка «БО»

В настоящее время в РФ зарегистрировано около 900 тыс. малых предприятий, из которых в Центральном и Северо-Западном Федеральных округах работает 50%, в Москве - 25%, в Южном - 9,7%, в Уральском - 6,7%, в Дальневосточном - 4,8%.

По заявлению Ильи Южанова, министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет 21% (для сравнения, в Италии - 67%, во Франции - 60%).

На малых предприятиях РФ работает около 13 млн человек, или 17% занятых в экономике (для сравнения, в Москве - 34,4%, в Европе в среднем 50%).

По мнению президента АРБ Гарегина Тосуняна, потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах оценивается в 7 млрд долларов, но реально направляется не более 1 млрд долларов.

На поддержку малого бизнеса в бюджете РФ на 2004 год выделено 3 млрд рублей.

Каковы специфические кредитные риски, возникающие при кредитовании российскими банками субъектов малого и среднего предпринимательства? Именно они являются причиной низкой доступности кредитов. Рассмотрим применение гарантийных механизмов поддержки, которые должны отвечать интересам обеих сторон и давать синергетический эффект - эффективное управление риском для кредитных организаций, и возможность получить финансирование предприятиям малого и среднего бизнеса.

Проблема финансирования важного для развития национальной экономики сегмента - малого и среднего предпринимательства (МСП) - является в современных условиях одной из наиболее актуальных. Но в экспертном сообществе по-прежнему поднимается вопрос о недоступности кредитных ресурсов для малых и средних предприятий, реализующих инвестиционные проекты в неторговой и несырьевой сферах.

Рынок кредитования МСП российскими кредитными организациями

По данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 1 января 2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов МСП, в которых занято 17 729,2 тыс. человек. Каждый четвертый работник в России занят в секторе МСП. При этом на предприятиях (у юридических лиц) работает 12,2 млн человек (69,1%), у индивидуальных предпринимателей - 5,45 млн человек (30,9%).

Доля продукции и услуг, производимых субъектами МСП, в общем объеме продукции и услуг, производимых предприятиями страны, составляет около 25%.

Вместе с тем в первом полугодии 2013 г. в развитии малого и среднего предпринимательства зафиксирован ряд негативных тенденций.

Согласно данным ФНС России за период с 1 января по 1 июля 2013 г. число индивидуальных предпринимателей сократилось на 474,1 тыс. человек (11,5%).

В I квартале 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 г., согласно данным Росстата, на 1,5% сократилось количество малых предприятий, на 3,4% - количество средних и на 0,8% - численность занятых на средних предприятиях работников.

Анализ банковского кредитования сектора МСП в 2013 г. показывает, что этот сегмент рынка продолжает динамично развиваться. Так, по данным Банка России, по состоянию на 1 декабря 2013 г. объем вновь предоставленных кредитов субъектам МСП в целом по Российской Федерации достиг 7176 млрд руб., что на 16% превышает показатель аналогичного периода прошлого года (6177 млрд руб.).

Объем кредитного портфеля субъектов МСП на 1 декабря 2013 г. также вырос и составил 5163 млрд руб., увеличившись на 15,4% (табл. 1) .

Таблица 1

Общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП

в Российской Федерации (тыс. руб.)

Заемщики

за 12 мес., %

Юридические лица и ИП

в т.ч. МСП

4 471 152

4 493 760

5 163 343

Физические лица

Доля сектора МСП

-0,52 п. п.

Интересной также представляется следующая информация Банка России: в III квартале 2013 г. при кредитовании малого и среднего предпринимательства наблюдалось ужесточение требований к финансовому положению заемщика и обеспечению.

При этом согласно тому же источнику существенными темпами растет спрос на новые кредиты сроком свыше 1 года (спрос на кредиты сроком до 1 года не увеличился), а также спрос на пролонгацию ранее выданных кредитов. По прогнозам в ближайшие 3 - 6 месяцев спрос вырастет еще на 20%.

Судя по результатам исследования "Предпринимательский климат в России: Индекс опоры - 2012" , получение краткосрочного (до 1 года) кредита сопряжено со значительными трудностями для 26% компаний, еще для 12% компаний это "практически невозможно". Кредит на срок от 1 года до 3 лет привлечь "достаточно сложно", по мнению 27% респондентов, "практически невозможно" - по оценке 14%. Что касается долгосрочных кредитов (на срок свыше 3 лет), то здесь негативных оценок еще больше: "достаточно сложно" - 27% и "практически невозможно" - 17%.

Согласно индексу бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса "Траст Индекс МСБ" фактор доступности финансирования оказывает наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России. В общей доле в 2012 г. он увеличился по сравнению с началом 2012 г. с 38 до 54%.

Таким образом, вопрос доступности кредитования для субъектов МСП по-прежнему стоит очень остро. Главные проблемы, которые испытывают предприниматели, - это высокие процентные ставки и отсутствие надежного залогового обеспечения.

Специфика риска кредитования МСП

Из всего комплекса факторов кредитного риска можно выделить те, которые характерны для кредитования МСП:

Непрозрачность деятельности клиентов: отсутствие длительного track-record (ретроспективная задокументированная история деятельности предприятия, его собственников либо менеджмента в соответствующей области, отражающая достижение каких-либо результатов), кредитной истории, аудиторского подтверждения достоверности финансовой отчетности и т.д.;

Отсутствие деловой репутации инициаторов проекта (зачастую для финансирования инвестиционных проектов привлекаются проектные компании, управляемые номинальными директорами);

Предприятия сектора МСП более подвержены традиционным технологическим, производственным и коммерческим рискам ввиду более слабой диверсификации производства и сбыта;

Наличие бухгалтерских убытков даже при прибыльной финансовой деятельности, вызванное непрофессиональным ведением бухгалтерского учета наряду с процессом оптимизации налоговой нагрузки;

Низкая капитальная база.

Принимая во внимание вышеперечисленные риски, но не ограничиваясь ими, кредитные организации вынуждены создавать повышенные резервы на возможные потери, одновременно увеличивая ставку ссудного процента. Практика показывает, что кредиты, выданные субъектам МСП, классифицируются не выше III категории качества согласно Положению Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) даже при хорошем обслуживании долга. В данной ситуации единственным инструментом, объективно позволяющим снизить кредитный риск, а также формируемый резерв на возможные потери, является предоставление ликвидного обеспечения, покрывающего по залоговой стоимости сумму кредита и процентов.

Риск недостаточности и низкой ликвидности залогового обеспечения

Однако на данном этапе ситуация еще сильнее усугубляется не упомянутым нами риском, который стоит особняком при кредитовании субъектов МСП в настоящее время. Это риск недостаточности и низкой ликвидности залогового обеспечения.

Так, согласно гл. 6 Положения N 254-П обеспечение может быть использовано для корректировки созданного резерва, причем оно делится на две подгруппы: I и II категории качества. Обеспечение I категории для целей корректировки резерва принимается по полной оценочной стоимости. Однако к нему относятся в основном финансовые инструменты (банковские гарантии, гарантийные депозиты, ценные бумаги), эмитентом которых является компания, имеющая высокий международный долгосрочный рейтинг кредитоспособности. Такого рода обеспечения у субъектов МСП, естественно, нет.

Обеспечение II категории качества принимается с дисконтом в 50% к оценочной стоимости. К нему может относиться, по сути, любой залог вещей при наличии устойчивого рынка предметов залога и (или) иных достаточных оснований считать, что соответствующий предмет залога может быть реализован в срок, не превышающий 180 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на залог. Имущество для такого рода залога у субъектов МСП есть. Однако если даже допустить, что оно ликвидно, его оценочная стоимость должна составлять 200 - 300% суммы кредита для покрытия его полной стоимости и процентов. Кредитная политика некоторых банков предполагает покрытие обеспечением процентов к уплате за весь период кредитования, таким образом, при долгосрочном кредитовании общая сумма требуемого обеспечения может превышать сумму запрашиваемого кредита в три и более раз.

Также российская практика пока не выработала адекватных подходов к оценке стоимости нематериальных активов (НМА) для целей залога, что могло бы оказаться полезным малым и средним предприятиям технологической сферы, где львиную долю активов и пассивов составляют именно НМА и задолженность по оплате труда персонала. Таким образом, при неизменных, базовых кредитных рисках, возникающих при кредитовании субъектов МСП, отсутствие адекватного залогового обеспечения по планируемой ссуде делает кредитование для банков слишком рискованным и неэффективным (в силу необходимости заблаговременного отнесения созданных резервов на убытки), а для субъектов МСП - практически недоступным.

Данная проблема присуща кредитованию МСП не только в России. С аналогичными проблемами сталкиваются кредитные организации и их клиенты - субъекты МСП в развитых и развивающихся странах по всему миру. Чтобы преодолеть подобного рода "разрыв" между необходимостью получения банковского кредита субъектами МСП и возможностью его получения ими, правительства различных стран внедряют инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, основанные на предоставлении гарантий и поручительств по кредитам, привлекаемым МСП в банках.

Далее рассмотрим гарантийные механизмы, реализованные в различных странах, а также новый инструмент, работающий на российском рынке, который позволяет кредитным организациям получить адекватное обеспечение по кредиту и снизить риски (резервы), а субъектам среднего предпринимательства - получить кредит.

Иностранный опыт государственной поддержки МСП

В соответствии с данными Справочника ОЭСР по финансированию субъектов малого и среднего предпринимательства (2013 г.) требования к обеспечению кредита (залогу) были одним из самых больших препятствий, с которыми сталкивались малые и средние предприятия при поиске новых кредитов.

В период после финансового кризиса 2008 - 2009 гг. доступ к финансированию у малых и средних предприятий ухудшился: многие правительства создали или расширили существующие программы кредитных гарантий (табл. 2).

Таблица 2

Меры государственной политики поддержки МСП в различных странах во время кризисных явлений

2008 - 2009 гг.

Меры государственной политики

Увеличение объема государственных гарантий по кредитам и (или) процента гарантированных кредитов, количества предприятий, имеющих право на получение кредита, и контрциклических займов

Канада, Чили, Дания, Финляндия, Франция, Венгрия, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Швейцария, Таиланд, Великобритания, США

Специальные гарантии и займы для новых предприятий

Дания, Нидерланды

Увеличение объема государственных гарантий по экспортным кредитам

Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, Швеция, Швейцария

Государственное софинансирование

Увеличение объема целевого кредитования

Чили, Венгрия, Корея, Словения

Финансирование и гарантирование венчурного капитала и акционерного капитала

Канада, Чили, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания

Новые программы: бизнес-консультирование

Дания, Новая Зеландия, Швеция

Освобождение от налогообложения, предоставление отсрочки платежа

Франция, Италия, Новая Зеландия, Швеция

Кредитное посредничество

В 2009 - 2012 гг. в некоторых странах в качестве антикризисных мер были запущены новые программы для создания рабочих мест, а некоторые гарантийные инструменты были адаптированы к конкретным категориям малых и средних предприятий, таким как стартапы или инновационные компании.

В Ирландии общий объем кредитования бизнеса снизился во время кризиса и еще больше - в период восстановления. В апреле 2012 г. правительство объявило о создании первой схемы кредитных гарантий. Гарантии покрывают 75% кредита (до 1 млн). Целевая группа - успешные предприниматели с высокой производительностью, подготовленным бизнес-планом и определенным рынком для своих товаров и услуг. Положительный опыт Франции также свидетельствует, что одной из самых значительных мер по содействию кредитованию малых и средних предприятий является предоставление гарантий OSEO - организацией, финансируемой как за счет государства (58,3%), так и за счет частного сектора (41,7%). Организация предоставляет гарантии, софинансирование, прямые кредиты на поддержку инноваций и услуг. Кроме того, OSEO предоставляет гарантии под фонды рискового капитала. Традиционными бенефициарами являются микропредприятия (46,5%), малые (31%) и средние (17,5%) предприятия.

Для облегчения доступа малых предприятий к банковским кредитам OSEO разделяет риски с банками по займам, выдаваемым на создание предприятия, гарантируя в объемах от 40 до 70% возвратность финансирования или же кредитуя предприятия совместно с банками. Деятельность OSEO в области финансирования и гарантий покрывает три типа потребностей малого бизнеса и его партнеров: долгосрочное кредитование и совместное финансирование с банками, краткосрочное финансирование, различные виды гарантий.

Правительством Японии также были созданы три государственных финансовых института: Японская финансовая корпорация для малого и среднего бизнеса (Japan Finance Corporation for Small & Medium Enterprise), Национальная финансовая корпорация (National Life Finance Corporation) и Шоко Чакин банк (Shoko Chukin Bank). Эти финансовые институты выполняют буферную роль при льготном кредитовании нуждающихся малых и средних предприятий по пониженным процентным ставкам и смягченным требованиям по залоговому и гарантийному обеспечению займов. Следует отметить, что примерно 90% общего объема кредитования малого и среднего предпринимательства осуществляется коммерческими банками и только около 10% кредитов предоставляется указанными государственными финансовыми организациями.

Кроме того, правительством Японии создана общенациональная система предоставления гарантий на получение кредитов, необходимых стартующим и развивающимся малым и средним предприятиям. Основу этой системы составила Корпорация кредитных гарантий для малых и средних предприятий (Credit Guarantee Corporation for SMEs), состоящая из 52 независимых отделений, которые в общей сложности ежегодно предоставляют гарантии на сумму 32 трлн иен. В целях повышения финансовой устойчивости этой организации Японская финансовая корпорация для малого и среднего бизнеса (Japan Finance Corporation for Small Business and Medium Enterprise - JASME) осуществляет перестраховку порядка 50% выданных кредитов.

В Италии существует множество гарантийных фондов, которые отличаются территориальным покрытием и индустриальной принадлежностью компаний-бенефициаров. Более 200 институтов объединены в 7 крупных федеральных фондов согласно их секторальной принадлежности. Фактически система разделена на два уровня: региональный и федеральный.

Первый уровень - региональный, это непосредственная работа с малыми и средними предприятиями. На втором уровне работа осуществляется не напрямую с малыми и средними предприятиями, а с региональными фондами. Эта двухуровневая система, организованная группой одинаковых институтов, позволяет покрыть больший объем рисков. Тем не менее банки могут обратиться и на второй уровень за прямыми гарантиями к государственным гарантийным фондам, таким как Центральный гарантийный фонд.

В Южной Корее в 1989 г. в соответствии с законом о финансовой поддержке нового технологичного бизнеса создан Корейский государственный фонд KOTEC (Korean Technology Finance Corporation) - некоммерческая гарантийная организация, которая предоставляет кредитные гарантии инновационным компаниям. Более 80% от общего числа гарантий было предоставлено компаниям, деятельность которых направлена на развитие и использование новых технологий. KOTEC также оказывает технологическую и управленческую поддержку, что включает оценку стоимости технологии, коммерциализацию технологий и привлечение инвестиций, комплексную оценку технологии, монетаризацию и условия ведения бизнеса.

Таким образом, международный опыт показывает, что гарантийные системы призваны обеспечить предоставление комплексной поддержки субъектам как малого, так и среднего предпринимательства с учетом разницы их потребностей. Гарантийные системы также являются неотъемлемым механизмом стимулирования экономически значимых отраслей экономики. Системы строятся на принципах единых стандартов и достигают максимальной эффективности при объединении под управлением центральной организации.

Описанные выше приемы можно представить в виде табл. 3.

Таблица 3

Гарантийные механизмы для снижения рисков кредитования МСП

Оператор

Государственное участие

Покрытие

Объем программ

Год основания

80% от суммы кредита

4,2 млрд евро (портфель по состоянию на 2012 г.)

Финансирование дочерней структуры

70 - 80% от суммы кредита

Национальная федерация корпораций гарантирования кредитов

Финансирование сети корпораций гарантирования кредитов (75% участия)

80% от суммы кредита

~36 млрд долл. США (портфель по состоянию на 2012 г.)

Администрация малого бизнеса

Предоставление гарантий банкам-партнерам за кредитование МСП

75 - 85% от суммы кредита

5,9 млрд евро (накопленный итог к 2012 г.)

Германия

Burgschaftsbanken

Предоставление контргарантий

80% от суммы кредита

5,9 млрд евро (портфель по состоянию на 2011 г.)

Южная Корея

Финансирование дочерней структуры

80% от суммы кредита

34,6 млрд долл. США (портфель по состоянию на 2011 г.)

Евросоюз

Европейский инвестиционный фонд

Предоставление гарантий банком для обеспечения портфеля кредитов МСП

Гарантирование 50% портфеля кредитов. 120 - 180 млн евро на банк

6,6 млрд евро (портфель по состоянию на 2012 г.)

Финансирование дочерней структуры

50 - 85% от суммы кредита

1 млрд евро (портфель по состоянию на 2010 г.)

Российский гарантийный механизм

В России действуют две гарантийные программы поддержки МСП.

Первая - система региональных гарантийных фондов. Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам. Поручительства (гарантии) предоставляются коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим с региональным гарантийным фондом соглашение о сотрудничестве. Отбор таких организаций осуществляется на конкурсной основе.

Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не превышает 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией.

Региональные гарантийные фонды к настоящему моменту созданы в 80 субъектах Российской Федерации (кроме Ненецкого, Чукотского автономных округов и Еврейской автономной области) с капитализацией более 37,7 млрд руб. За все время реализации программы (с 2006 г.) гарантийными фондами выдано 35,1 тыс. гарантийных обязательств на общую сумму более 100,9 млрд руб. Этот объем поручительств позволил привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитные средства на сумму более 214,1 млрд руб.

Вторая новая программа - государственный гарантийный механизм поддержки среднего предпринимательства, реализуемый группой Внешэкономбанка.

Он представляет собой вертикальную систему контргарантий, выстроенную следующим образом: компания - субъект среднего предпринимательства, отвечающая определенным требованиям и испытывающая недостаток залогового обеспечения, может обратиться в ОАО "МСП Банк" (оператор гарантийного механизма) для получения банковской гарантии. Все обязательства ОАО "МСП Банк" по выданным в рамках механизма банковским гарантиям обеспечены банковской гарантией Внешэкономбанка, сумма которой составляет 40 млрд руб. В свою очередь банковская гарантия Внешэкономбанка частично обеспечена государственной гарантией Российской Федерации. Поскольку ОАО "МСП Банк" гарантирует 50% выдаваемых кредитов, объем гарантийной поддержки в 40 млрд руб. позволит коммерческим банкам обеспечить выдачу кредитов среднему бизнесу на сумму 80 млрд руб.

Поддержка в рамках этого механизма оказывается средним предприятиям, работающим в несырьевой и неторговой сферах. Размер проектов, финансируемых с привлечением гарантий, составляет от 100 млн до 2 млрд руб. (размер одной гарантии - от 50 млн до 1 млрд руб.). При этом предприятие должно привлечь в проект не менее 20% собственных средств. Срок кредитования под гарантии ОАО "МСП Банк" - от 2 до 10 лет. Стоимость гарантий для субъектов среднего предпринимательства не превысит 1,8% годовых и будет находиться в диапазоне 1,4 - 1,8% годовых (для инновационных проектов гарантии будут предоставляться по нижней границе стоимостного коридора).

Основное преимущество созданного механизма состоит в комбинации инструмента (банковская гарантия) и гаранта (ОАО "МСП Банк"), что позволит кредитным организациям учитывать полученное обеспечение как первоклассное.

Так, согласно п. 6.2.4 Положения N 254-П к обеспечению I категории качества (учитываемому по полной оценочной стоимости) могут быть отнесены в том числе "поручительства (гарантии) юридических лиц, если указанные юридические лица имеют инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor"s) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям Fitch Ratings, Moody"s".

ОАО "МСП Банк" по состоянию на текущую дату имеет следующие инвестиционные рейтинги, присвоенные агентством S&P:

Таким образом, появившийся в августе 2013 г. гарантийный механизм поддержки среднего предпринимательства, оператором которого является дочерняя структура Внешэкономбанка - ОАО "МСП Банк", может стать эффективным инструментом снижения рисков при кредитовании средних предприятий.

Также необходимо отметить, что в настоящее время на уровне Правительства Российской Федерации принято решение о создании Агентства кредитных гарантий, которое на первом этапе будет выполнять функции по координации деятельности региональных гарантийных фондов.

Отдельным направлением развития может стать создание системы управления кредитным риском с использованием банковской гарантии ОАО "МСП Банк" при кредитовании субъектов. Данная система могла бы обеспечить методологическую поддержку с учетом специфики рассматриваемого механизма. Также в рамках данной модели целесообразно было бы рассмотреть использование других государственных гарантийных инструментов поддержки предпринимательства, представленных в России, а по итогам всестороннего анализа влияния гарантийного механизма подготовить предложения по его оптимизации и настройке с учетом накопленных данных о международном опыте.

Выводы

Спрос на долгосрочное кредитование со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства высокий и продолжает расти. В то же время наблюдается дальнейшее ужесточение требований к финансовому состоянию заемщика и обеспечению при кредитовании субъектов МСП. Риски кредитования МСП также традиционно высоки, залоговая стоимость обеспечения, которое может предоставить предприятие, обычно не отличается ликвидностью и не покрывает кредит.

Созданный механизм гарантийной поддержки может стать эффективным инструментом, повышающим привлекательность кредитования конкретных инвестиционных проектов субъектов среднего предпринимательства и снижающим риски, связанные с залоговым обеспечением ссудной сделки.

Широко распространено мнение о высокой степени риска при работе с малыми заемщиками. Однако данные ряда банков, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса, опровергают этот стереотип. Риски в банковской практике - это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий.

  • 1. Важнейшими рисками являются кредитный, процентный и валютный риски, риск несбалансированной ликвидности и риск банковских злоупотреблений.
  • 2. Рыночный риск - опасность непредвиденных изменений экономической конъюнктуры конкретного рынка или в экономике в целом, страновой риск, риск стихийных бедствий.
  • 3. Последние, не являясь исключительно банковскими рисками, могут, тем не менее решающим образом повлиять на финансовое положение банка.

Ни один из видов риска не может быть устранен полностью. Более того, банковская деятельность по своей природе предполагает игру на изменениях процентных ставок, валютных курсов и т.д. Чем большую степень риска берет на себя банковское учреждение, тем выше должна быть прибыль, на которую оно может рассчитывать. Задача банка при этом заключается в достижении оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих операций, а страхование рисков (хеджирование) направлено на максимально возможное ограничение воздействия непредвиденных, непредсказуемых изменений, обеспечение минимального отклонения фактической прибыли банка от ожидаемой.

Управление рисками является основным содержанием работы банка в процессе кредитования субъектов хозяйствования и охватывает все стадии этой работы - от первичного рассмотрения кредитной заявки до завершения расчетов и рассмотрения вопроса о возобновлении (продолжении) кредитования. При этом управление рисками составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом.

Главная задача управления рисками - минимизация рисков в тех пределах, в которых это позволяют текущая рыночная конъюнктура и необходимость как минимум сохранить позиции банка на рынке услуг кредитования, в том числе и в среде малого предпринимательства, если это отвечает приоритетам и целям долговременной кредитной стратегии банка.

Основные составляющие управления рисками включают в себя:

ѕ разделение риска;

ѕ опосредование риска (как форма его разделения);

ѕ принятие материального обеспечения (залог);

ѕ принятие финансового обеспечения (поручительство или гарантия);

ѕ перенос риска на повышенные процентные ставки по кредиту;

ѕ принятие риска венчурного кредитования; формирование фондов для списания потерь по ссудам.

Это предполагает следующие направления работы по управлению риском:

ѕ постоянный индивидуальный мониторинг каждого клиента;

ѕ постоянный мониторинг состояния отрасли (подотрасли), в которой складывается основная хозяйственная деятельность данного клиента;

ѕ привлечение и анализ гарантий;

ѕ получение компенсации за риск (реализация залога, гарантии и пр.).

Рассмотрим более подробно данные слагаемые управления рисками банковского кредитования с учетом той специфики, которая складывается при взаимодействии банков с субъектами малого предпринимательства. Потенциально существенным инструментом управления рисками может служить повышенная процентная ставка. Действительно, в большинстве случаев банки кредитуют малые предприятия по более высокой ставке, нежели своих крупных и стабильных первоклассных заемщиков. Однако, как показывает мировой опыт взаимодействия банков с малыми предприятиями, это инструмент управления рисками в данном случае малопродуктивен.

Основным инструментом управление рисками при кредитовании малого бизнеса является практика ссуд под обеспечение. Обеспечение ссуд обычно используется в широком смысле и может относиться ко многим видам кредитования. Нередко банки классифицируют кредитный портфель на обеспеченные и необеспеченные ссуды. Обеспечение обычно берется без расчета на то, что оно обязательно будет реализовано. Управление обеспечением и его хранение являются трудоемкими и неприбыльными операциями для банка. Зачастую банку вообще не имеет смысла брать в залог обеспечение, которое банк не в состоянии реализовать. Однако выдача ссуды без обеспечения в соответствии с нормами регулирования ЦБ РФ вынуждает банк иммобилизовывать значительные средства в соответствующие целевые резервы. Кроме того, доля ссуд без обеспечения (по сути - форма венчурного кредитования) также ограничена специальным нормативом, призванным обеспечить необходимую устойчивость и стабильность работы банка в целом.

Наиболее общие способы страхования рисков в банковской практике сводятся к диверсификации рисков, а также к постоянному контролю со стороны банка за соблюдением необходимых соотношений, нормативов и осуществлению при необходимости корректирующих действий .

Кредитный риск представляет собой существующий для кредитора риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему.

Диверсификация кредитного риска предполагает рассредоточение имеющихся у банка возможностей по кредитованию. Кредитный риск банка возрастает по мере увеличения общего объема кредитования и степени концентрации кредитов среди ограниченного числа заемщиков. Поэтому банки предпочитают при постоянном объеме кредитных вложений предоставлять кредиты на более мелкие суммы большему числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов по срокам, по назначению кредитов, по виду обеспечения, по способу установления ставки за кредит, по отраслям, странам и т.д.

В целях диверсификации осуществляется рационирование кредита - банки устанавливают плавающие лимиты кредитования или кредитные потолки для заемщиков, сверх которых кредиты не предоставляются. Системы контроля за кредитными операциями должны включать процедуры обнаружения сигналов возможной неуплаты и меры реагирования на данную опасность уже в процессе исполнения кредитной сделки. Настораживающие признаки могут выявляться при наблюдении за ведением дел клиента или в ходе взаимоотношений с ним банка или становиться очевидными из анализа финансовой и другой документации или пояснительной информации, предоставленной клиентом.

Одним из наиболее эффективных инструментов такого управления рисками банковского кредитования малого бизнеса является система гарантий, особенно выдаваемых от лица специализированных финансовых учреждений. Гарантия как таковая не решает полностью проблемы доступности кредита для малых предприятий. Гарантия - рыночный товар, имеющий свою цену. При этом в условиях российской экономики высокий уровень предпринимательских рисков неизбежно предопределяет высокую "цену" такого специфического товара как банковская гарантия.

Складывается ситуация, при которой в гарантийных схемах кредитования для малого бизнеса должен четко просматриваться компонент государственной поддержки. Не случайно на сегодня наиболее перспективны региональные схемы таких гарантий характеризуются прямыми формами государственной поддержки и поэтому наиболее широкого и эффективно действуют в регионах, способных реализовать такую поддержку по своим финансовым ресурсам (Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород и др.).

Банки, особенно малые и средние, видящие перспективный интерес в кредитовании малого бизнеса, но вынужденные считать каждый рубль своих рисков, серьезно заинтересованы в создании таких схем.

В мировой практике широко применяются механизмы, направленные на снижение банковского риска при кредитовании малого бизнеса. Как правило, выделяют две основные модели:

  • 1. Кредитная организация напрямую работает с заемщиком, производя оценку его платежеспособности, оценку залога и т.д. Согласно опросу владельцев МБ данная схема применяется в 80 - 85% случаев. При этом банк сам берет на себя все риски, связанные с невозвратом кредита.
  • 2. В цепочке "предприниматель - кредитная организация" появляется третий участник (государство, международные организации, кредитные кооперативы), который берет на себя обязательства частично субсидировать процентную ставку, вносить собственное имущество в качестве залога, гарантировать возврат займа. В ряде регионов России происходит активное внедрение данной схемы кредитования МБ. Созданные механизмы взаимодействия позволяют снизить банковские риски и увеличить объемы кредитования.

Таким образом можно сказать о том, что на сегодняшний день в условиях нестабильной ситуации на рынке для малых предприятий появляются препятствия для дальнейшего развития. Но, несмотря на падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса малых предприятий становится меньше: бизнес приспосабливается. займа. В банковском секторе сегмент кредитования малого бизнеса остается лидером по темпам прироста кредитного портфеля, но составляет лишь 4,2% его общего объема.

Управление рисками является основным содержанием работы банка в процессе кредитования субъектов хозяйствования и охватывает все стадии этой работы - от первичного рассмотрения кредитной заявки до завершения расчетов и рассмотрения вопроса о возобновлении (продолжении) кредитования. С учетом зарубежного опыта представляется целесообразным принять в России меры, стимулирующие финансовую поддержку предприятий малого бизнеса.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию в сфере кредитования малого бизнеса, следующий этап дипломной работы построен на проведении сравнительной характеристики кредитных продуктов, предоставляемых для данного сегмента, что позволит определить положительные тенденции, понять слабые стороны в развитии программ кредитования малого бизнеса. Необходимо определить выгодные условия кредитования, позволяющие удовлетворить потребности предприятий и индивидуальных предпринимателей в кредитовании.

к. э.н. доцент НИУ-ВШЭ г. Нижний Новгород

In this article considered the problems of small and medium business crediting in Russia. The factors that prevent the further development of credit programs for businesses in this segment of the market are analyzed in paper. Special attention is paid to the standardization of credit process aimed at reducing the costs, risks and interest rates.

В настоящее время роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики России очень велика, поскольку без малых и средних предприятий невозможно обеспечить в стране экономический рост, достичь ухода от сырьевой зависимости экономики, увеличить занятость населения и создать ядро среднего класса. Среди основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства , особенно сильно выделяется проблема финансирования.

Малый бизнес характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям, хотя его инвестиционные возможности зачастую невелики. Источники финансирования необходимы малым предприятиям, как в период становления, так и в процессе развития. Традиционные источники средств для крупных предприятий – самофинансирование за счет собственной прибыли и займы на рынке капитала путем выпуска собственных ценных бумаг – для малого бизнеса недоступны или крайне ограничены. Наиболее востребованными для этих предприятий становятся банковские кредиты и финансовые субсидии государства.


Организациями инфраструктуры финансовой поддержки МСБ в РФ являются:

Микрофинансовые организации

4. Отсутствие у заемщиков опыта привлечения кредитов и обеспечения, удовлетворяющего требованиям кредиторов.

5. Высокие кредитные риски банков, недостаточный объем накопленной статистики по выдаваемым кредитам для применения скоринговых систем.

Проблемы российских банков в сфере кредитования МСБ связаны во многом с тем, что этот вид банковского бизнеса начал развиваться только с начала 2000-х годов. Вместе с тем, успехи банков РФ на этом сегменте рынка существенны. Использование лучших зарубежных практик, технологий, стандартов и подходов к оценке кредитного риска позволили российским банкирам избежать многих управленческих ошибок и существенных потерь. В последнее время наблюдается либерализация кредитной политики коммерческих банков в сфере кредитования предприятий МСБ:

· уменьшение ставок кредитования, увеличение сроков и сумм кредитов, снижение требований к длительности деятельности заемщиков;

· предоставление кредитов без обеспечения для микропредприятий и малых предприятий на короткие сроки;

· расширение перечня видов обеспечения по кредитам;

· использование различных форм кредитования: кредит, кредитные линии, в том числе «овердрафт », лизинг, факторинг, гарантии, аккредитивы .

Либерализация кредитной политики сопровождается повышением активности банков в области маркетинга на рынке кредитования МСБ по следующим направлениям:

Собственники бизнеса

Банки – крупнейшие игроки на рынке кредитования МСБ вырабатывают стандарты кредитования, выражающиеся в единых требованиях к заемщикам и кредитуемым проектам . Направления стандартизации охватывают организацию процесса кредитования, риск-менеджмент, систему продаж, автоматизацию процесса кредитования (табл.2).

Таким образом, стандартизация процесса кредитования и кредитного портфеля банка делает возможным упрощение кредитования, автоматизацию процесса кредитования, снижение издержек (временных и стоимостных), повышение точности оценки риска, снижение цены кредита, облегчение доступа к кредиту, обеспечение прозрачности системы оценки риска и качества кредитного портфеля.

Таблица 2

Направления стандартизации процесса кредитования в банке

Организация процесса кредитования

Риск-менеджмент – анализ и мониторинг рисков

Продажи

Автоматизация процесса кредитования

1.Сеть специализированных отделов по работе с МСБ – группы по продажам и кредитованию

1.Сегментация клиентов на основе выявления потребностей

1.Дистанционное банковское обслуживание

2.Унификция квалификационных требований к сотрудникам – системы обучения и мотивации

2.Операционный риск – максимальная регламентация процесса кредитования, автоматизация процессов

2.Кредитные технологии:

клиент→продукт→технологическая поддержка→каналы продаж

2.Кредитный конвейер

3.Управление сетью точек продаж – система принятия решений, обоснование выделяемых лимитов кредитования

3.Процентный риск – повышение доли комиссионного дохода при комплексных услугах; гибкая процентная политика

3.Маркетинг, корректировка

кредитной политики

3.Технологическая поддержка продуктового ряда (бизнес-процесс, участники, роли, сроки)

4.Качество обслуживания (ускорение проведения операций и принятия решений, консультирование, оперативное разрешение кризисных ситуаций)

5.Расширение сети и каналов продаж

Приход на российский рынок компаний – членов ВТО повлечет рост конкуренции и снижение рентабельности средних и малых предприятий. В этих условиях очевидными станут:

− рост потребности предприятий в банковских кредитах для развития и повышения конкурентоспособности – роста объемов производства, модернизации, диверсификации бизнеса;

− необходимость раскрытия информации предприятиями по финансовому состоянию в официальной отчетности;

− отражение на стоимости кредита для заемщиков их текущего или инвестиционного рейтинга.

Анализ международных рекомендаций по оценке кредитного риска позволяет сделать вывод о том, что Базельский комитет по банковскому надзору (Соглашение «Базель 2») стимулирует банки к внедрению стандартизированных процедур оценки кредитного риска . Особенно это относится к системам оценки кредитоспособности розничных заемщиков и малых предприятий. Более того, малые предприятия относятся к классу розничных требований, что позволяет банкам оценивать кредитный риск в целом по портфелю однородных ссуд. Средние предприятия относятся к корпоративным заемщикам, что предполагает оценку кредитного риска индивидуально по каждому заемщику.

В качестве интегрального показателя кредитоспособности заемщика Базельским комитетом по банковскому надзору предложен показатель вероятности дефолта заемщика – PD (%). Дефолтом заемщика признается полное или частичное неисполнение обязательств по кредитному договору. В данном случае дефолт заемщика не означает его банкротства. Вероятность дефолта заемщика оценивается банком на основе комплексной оценки кредитоспособности заемщика, включающей количественные и качественные характеристики. Вероятность дефолта может определяться по статистике дефолтов.

Определение вероятности дефолта заемщиков реализуется банками в рамках подхода на основе внутренних рейтингов (IRB-подход). Банки, применяющие системы внутренних рейтингов заемщиков, должны удовлетворять определенным требованиям :

− банк должен иметь хорошо организованную, качественную систему управления рисками , которая включает в себя эффективное корпоративное управление , эффективную систему внутреннего контроля, наличие в банке адекватной системы сбора, обработки и анализа информации;

− банк должен иметь возможность получать достоверную информацию о финансовом состоянии своих клиентов;

− получаемая информация о кредитных рисках должна позволить банку формировать статистическую базу данных , выявлять классификационные группы заемщиков с устоявшимся уровнем риска дефолта и относить к ним новых заемщиков;

− система управления кредитным риском в банке должна быть одобрена органами надзора.

Требования устанавливаются не только к банкам, но и к самой системе оценки вероятности дефолта заемщиков :

· система должна оценивать риск дефолта заемщика и риск финансового инструмента, который он использует;

· должно использоваться не менее 6 категорий кредитоспособности заемщика;

· информация о заемщике должна быть основана на различных источниках;

· необходимо использовать стресс-сценарии для проверки устойчивости заемщика к внешним условиям;

· банк должен убедить надзорный орган, что рейтинговая модель обеспечивает высокую точность прогнозирования вероятности дефолта заемщика.

В ближайшее время Банк России доведет до кредитных организаций методические рекомендации по применению подхода к оценке кредитного риска на основе внутренних рейтингов заемщиков, что будет способствовать совершенствованию оценки кредитного риска и повышению качества кредитных портфелей банков.

Направлениями развития кредитования МСБ в России в ближайшей перспективе являются:

§ Создание широкой филиальной сети крупными банками для развития региональных кредитных рынков;

§ Совершенствование продуктовой линейки, использование различных форм кредитования;

§ Кредитование покупки и модернизации основных средств, расширения производства и внедрения инноваций;

§ Повышение качества обслуживания клиентов;

§ Взаимодействие банков с институциональными инвесторами и государственной инфраструктурой поддержки МСБ.

Список литературы:

1. Крис Скиннер. Будущее банкинга. Мировые тенденции и новые технологии в отрасли. М.: Гревцов Паблишер, 2009.- 400с.

2. скусство розничного банкинга: факты, аналитика, прогнозы. М.: Гревцов Паблишер, 2007.-320с.

3. Материалы XII Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий “Малый и средний бизнес: перспективы развития в условиях присоединения России к ВТО», май 2012 , Нижний Новгород.

4. Финлет Ст. Управление потребительским кредитованием: теория и практика. Минск: Гревцов Букс, 2010.-328с.

5. International convergence of capital standards. A revised framework. Basel Committee on Banking Supervision - http://www. bis. org/bcbs .

6. Официальный сайт Ассоциации российских банков. Аналитика.- http://www. arb. ru/b2b/analitycs/ .

7. Официальный сайт Российского банка поддержки МСП. Государственная программа финансовой поддержки - http://www. mspbank. ru/ru/government_program_fin_msp_support

8. Официальный сайт Российского микрофинансового центра. Актуальные материалы и публикации - http://www. rmcenter. ru/analitics/materialy_i_publikatsii/

Для решения задачи активизации инвестиционного процесса российская банковская система обладает всеми необходимыми ресурсами. К концу первого квартала 2000 г. совокупный капитал действующих банков вырос по сравнению с минимальным уровнем, зарегистрированным в марте 1999 г., в 2,8 раза и составил 169,2 млрд руб., что в 1,4 раза больше предкризисного уровня (в номинальном выражении). Однако в реальном выражении капитал банковской системы пока составляет лишь около 76% от предкризисного уровня. Соотношение совокупного капитала банковской системы и ВВП России составляет около 3,8%. Это значительно меньше не только уровня развитых стран, но и многих стран с переходной экономикой, где это соотношение находится на уровне 15--20%. Тем не менее, этого достаточно, чтобы сдвинуть инвестиционный процесс в российской экономике, особенно в ее реальном секторе, с мертвой точки, и в первую очередь -- за счет инвестиционного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Очевидные тенденции стабилизации и известного подъема российской экономики на рубеже 2000 г. ознаменовали новый этап и новые задачи развития сферы малого предпринимательства, равно как и практической реализации разносторонних мер поддержки малого бизнеса . Особенностью этого этапа, как мы полагаем, выступает реализация всех преимуществ достаточно зрелой стадии развития российского малого бизнеса, активное включение последнего в формирование общей предпринимательской среды российской экономики, ее полноценных рыночно-конкурентных основ. Отличительной чертой данного этапа будет, по нашему мнению и более активное развитие малого бизнеса в реальном секторе российской экономики. Есть надежды, что активизация развития малого бизнеса произойдет на фоне общего роста промышленного производства и предполагаемой структурной перестройки производственной сферы. Наконец, по нашему глубокому убеждению важной составной частью процесса интеграции малого бизнеса в общую предпринимательскую среду российской экономики должно стать усиление его взаимодействия с институтами банковско-кредитной системы, активное использование малыми предприятиями банковских ресурсов для решения своих инвестиционных задач .

Согласно проводимым опросам, большинство российских малых предприятий крайне редко прибегало к услугам банковского кредитования (по данным проведенных обследований, в 1999 г. лишь 37,1% российских малых предприятий пользовались услугами банковского кредитования. См. Новиков В. , Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?//Российский экономический журнал. 1999. № 9--10. С. 56), однако без этого российский малый бизнес никогда по настоящему не встанет на ноги. Нельзя, конечно, сказать, что практика банковского кредитования малого бизнеса застыла на нулевой отметке. В области кредитования активно работает целый ряд российских банков. Так, сложились некоторые механизмы привлечения в Россию зарубежных финансовых ресурсов для МП. В частности, кредиты активно выдаются по программе Европейского банка реконструкции и развития через несколько уполномоченных банков. Самыми заметными среди последних в кредитовании МП выступают Сбербанк России и Банк кредитования малого бизнеса. Однако этого явно недостаточно, и ситуацию в области банковского кредитования малого бизнеса следует расценивать как неудовлетворительную.

Во-первых , объемы кредитования малых предприятий малозаметны даже на фоне общей низкой инвестиционной активности в стране. Незначительность объемов кредитования МП в принципе не может обеспечить существенной прибыли банкам с одной стороны, и сколько-нибудь удовлетворить потребности малых предприятий в заемных средствах -- с другой. Во-вторых , очевиден преимущественно краткосрочный характер подавляющей части кредитов, выдаваемых банками малым предприятиям, т. е. кредитов, которые не могут решить проблем расширения деятельности заемщика. Кредиты под оборотные средства, несомненно, очень важны для них, но без возможности получения долгосрочных заемных средств вся деятельность МП обычно ограничивается борьбой за выживание с перспективой в три -- четыре месяца.

Низкие объемы кредитования банками малых предприятий обусловлены, наряду с плохим в целом инвестиционным климатом страны, высокими рисками кредитования МП. Причем слабая прибыльность кредитования МП вследствие уже упомянутых низких объемов самого кредитования, а также высоких транзакционных издержек самих банков делают риск кредитования МП той основной преградой, которая и стоит на пути расширения кредитных операций банков с малыми предприятиями. На наш взгляд, проблему высоких рисков можно если не решить, то во всяком случае кардинально ослабить ее остроту. Для этого нужно реализовать процессы и механизмы управления рисками банков в кредитовании малых предприятий.

Специфика рисков кредитования МП

Операции банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства характеризуются определенной спецификой. Здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических «зон риска» самого малого бизнеса.

Во-первых , следует отметить, что российский малый бизнес вырос на гребне отношений перераспределения . В результате сложилась ситуация, при которой обнаруживается слабость, неадекватность позиций российского малого бизнеса именно как собственника некоей доли совокупного капитала. На сегодняшний день доля малых предприятий как собственников в основной капитале страны может быть оценена в примерно 1,5% от общей стоимости этого капитала, в том числе в собственности на производственно-коммерческие капитальные активы -- в 2--2,5%. Такие показатели не сообразны даже ограниченному уровню развития малого бизнеса, который реально сложился в нынешних российских условиях.

Как мы полагаем, к настоящему времени наибольший «дестимулирующий» эффект на стремление малого бизнеса к умножению собственности на основной капитал оказывает неустойчивость рынков, вынужденная многопрофильность , даже хозяйственная «всеядность» малых предприятий, выступающая (или, во всяком случае, выступавшая ранее) как важное средство их устойчивости и выживания в своеобразной рыночной среде российской экономики. Это -- второй важный фактор , имеющий принципиальное значение с точки зрения формирования рисков банковского кредитования малого бизнеса и осуществления мер управления этими рисками.

Действительно, на стартовом этапе становления российского малого бизнеса многопрофильность хозяйственной деятельности была необходимым условием поддержания бизнеса «на плаву»; более того, за счет торговли и посредничества многим малым предприятиям удавалось удержать у себя некоторые элементы -- куда менее выгодного -- этапа непосредственного производства. Однако времена меняются. Ныне хозяйственная «всеядность», даже вынужденная, -- антипод долговременного коммерческого успеха, тем более основанного на долговременных инвестициях. Не случайно наибольшие инвестиции в секторе малого бизнеса наблюдаются в сфере строительства, т. е. там, где рынки наиболее устойчивы, а направления хозяйственной деятельности достаточно однородны (монтаж зданий, отделочные работы, монтаж вентиляционного и сантехнического оборудования и пр.). Отсутствие развитого вторичного рынка оборудования также максимально удерживает малые предприятия от крупных вложений в собственный основной капитал.

Третьим фактором или особенностью российского малого бизнеса, существенно влияющим на формирование рисков банковского кредитования этой сферы хозяйствования и управление этими рисками, выступает известная оторванность, изолированность малого бизнеса от формирования всей предпринимательской среды. Эта изолированность была связана с тем, что малый бизнес (еще в стадии кооперативного движения) входил в рыночную среду ранее крупных предприятий; последние сделали этот шаг позднее и в большинстве весьма неудачно. В итоге российский малый бизнес развивался и развивается «без прикрытия» со стороны крупных предприятий, которые сообразно мировому опыту выступают гарантом устойчивости взаимодействующих с ними малых форм хозяйствования, а в ряде случаев -- и прямыми гарантами по необходимым им кредитно-инвестиционным ресурсам. Впрочем, как показывает опыт банковской деятельности, даже весомая часть собственности со стороны крупного предприятия (вплоть до 50% и выше) еще не придаст малому предприятию прочного хозяйственного статуса и статуса надежного заемщика, если эта собственническая связь случайна, а не базируется на прочных хозяйственных взаимодействиях в рамках единых инновационных и производственно-технологических цепочек.

Четвертым фактором или особенностью российского малого бизнеса, существенно влияющим на формирование рисков банковского кредитования этой сферы хозяйствования и управление этими рисками, выступает деформализация хозяйственной среды малого бизнеса. Основными проявлениями этой деформализации являются разрыв между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота малых предприятий, а также между формально числящимися малыми предприятиями и их фактически действующим числом. В стране практически отсутствуют цивилизованные и построенные на балансе интересов сторон процедуры банкротства и ликвидации малых предприятий, которые в нормальных условиях выступают важнейшим институционально-правовым гарантом интересов всех кредиторов, включая и банки. Практически ни один государственный орган -- ни органы регистрации, ни органы налогообложения, ни органы статистики не могут достоверно сказать, сколько в стране реально действующих малых предприятий. По некоторым оценкам эта цифра находится на уровне 50% номинального числа зарегистрированных субъектов хозяйствования. В таком случае можно предположить, что процедуру официального закрытия проходят всего 1--2% малых предприятий, прекращающих свою деятельность.

Пятым фактором или особенностью российского малого бизнеса, существенно влияющим на формирование рисков банковского кредитования этой сферы хозяйствования и управление этими рисками является минимальная «внутренняя информационная обеспеченность» субъектов малого предпринимательства, вследствие таких причин, как использование упрощенных форм бухгалтерского учета и отчетности и отсутствие необходимых кадров, способных представить адекватную информацию о предприятии в случае его обращения с кредитной заявкой в банк. Проведенные обследования показывают, что представители малого бизнеса и сами не всегда адекватно оценивают финансовое положение своего предприятия, не в состоянии спланировать и оценить его деятельность и финансовое положение на сколько-нибудь длительную перспективу.

Наконец, шестым фактором или особенностью российского малого бизнеса, существенно влияющим на формирование рисков банковского кредитования этой сферы хозяйствования и управление этими рисками, выступает специфика формирования «кадрового состава» малых предприятий, прежде всего из числа их собственников и управленцев, что в этой области хозяйствования чаще всего и совпадает. И для этого фактора причины надо искать в специфических условиях зарождения и развития российского малого бизнеса. Собственно, этот кадровый потенциал слился (в том числе, и через фазу «кооперативного движения»)из двух источников: криминала, сумевшего мобилизовать крупные капиталы еще в годы «плановой экономики» и более удачливой части слоя «новых предпринимателей», вступивших в бизнес в годы перестройки, своевременно покинув теряющие перспективы сферу науки, предприятия ВПК, бюджетные отрасли и пр. Зачастую такие кадры демонстрируют исключительные способности в решение текущих проблем своих предпринимательств, но испытывают серьезные трудности с долговременными проблемами, разработкой и осуществлением крупных инвестиционных проектов. Восполнять такой недостаток приходится не только специализированным системам «бизнес-обучения», но и, так сказать, прямо на ходу, работникам кредитных отделов банков.

Управление рисками является основным содержанием работы банка в процессе кредитования субъектов хозяйствования и охватывает все стадии этой работы -- от первичного рассмотрения кредитной заявки до завершения расчетов и рассмотрения вопроса о возобновлении (продолжении) кредитования. При этом управление рисками составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом. Последний включает в себя такие этапы, как

анализ кредитных заявок;

санкционирование кредитных операций;

контроль за кредитными операциями;

отчет о кредитных рисках и состоянии портфеля;

наблюдение за кредитной деятельностью подразделений банка;

обеспечение прибыльности кредитных операций; управление «проблемными» кредитами;

контроль за общими кредитными рисками;

обучение персонала современным методикам разработки и осуществления кредитных операций.

Главная задача управления рисками -- минимизация рисков в тех пределах, в которых это позволяют текущая рыночная конъюнктура и необходимость как минимум сохранить позиции банка на рынке услуг кредитования, в том числе и в среде малого предпринимательства, если это отвечает приоритетам и целям долговременной кредитной стратегии банка.

Основные составляющие управления рисками включают в себя:

разделение риска;

опосредование риска (как форма его разделения);

принятие материального обеспечения (залог);

принятие финансового обеспечения (поручительство или гарантия);

перенос риска на повышенные процентные ставки по кредиту;

принятие риска венчурного кредитования; формирование фондов для списания потерь по ссудам.

Это предполагает следующие направления работы по управлению риском :

постоянный индивидуальный мониторинг каждого клиента;

постоянный мониторинг состояния отрасли (подотрасли), в которой складывается основная хозяйственная деятельность данного клиента;

привлечение и анализ гарантий;

получение компенсации за риск (реализация залога, гарантии и пр.).

Рассмотрим более подробно данные слагаемые управления рисками банковского кредитования с учетом той специфики, которая складывается при взаимодействии банков с субъектами малого предпринимательства.

На первом этапе согласование суммы кредита диктуется реальной стоимостью инвестиционного проекта плюс затраты на формирование необходимых резервов, которые рассчитываются исходя из характера проекта и сроков его осуществления. При этом занижение суммы кредита под предлогом минимизации рисков в действительности способно эти риски существенно увеличить из-за опасности неполного финансирования проекта и по сути -- его срыва на его заключительной стадии. Сказанное касается и выбора срока кредита. Более длительный срок кредита увеличивает его риск; однако искусственное «сжатие» срока кредита может оказать негативное воздействие на заемщика, подтолкнуть его к более рискованным и даже ошибочным хозяйственным решениям и, следовательно, увеличить общие риски и заемщика и банка.

Потенциально существенным инструментом управления рисками может служить повышенная процентная ставка . Действительно, в большинстве случаев банки кредитуют малые предприятия по более высокой ставке, нежели своих крупных и стабильных первоклассных заемщиков. Однако, как показывает мировой опыт взаимодействия банков с малыми предприятиями, это инструмент управления рисками в данном случае малопродуктивен. Но если «там» играют свою роль развитые механизмы государственной поддержки малого бизнеса и жесткая межбанковская конкуренция, то с учетом реалий российского кредитного рынка механизм повышенной процентной ставки как фактор компенсации рисков нереализуем ввиду и без того высокой ставки процента, слабой доступности кредитов для малых предпринимателей и, как следствие, низкого объема кредитных отношений большинства банков с данной сферой хозяйствования.

Существенным моментом управления рисками на данном этапе является вопрос о разделении рисков или их опосредовании . Разделение рисков означает распределение бремени мобилизации источников финансирования между несколькими инвесторами, включая и самого заемщика. Очевидная для финансирования проектов крупных заемщиков, данная практика не является универсальной для заемщиков из сферы малого предпринимательства. Это связано с тем, что в силу ограниченной суммы запрашиваемого кредита операционные расходы по разделению рисков и контролю за соинвесторами могут превышать потенциальную экономию на снижении рисков банковского кредитования. Формой разделения рисков инвестиционного кредитования выступает и привлечение гарантий по кредиту, которые, как правило, охватывают примерно от 50% до 2/3 стоимости проекта и 75--80% стоимости кредита. Наконец, опосредование риска (которое является и формой его разделения), особенно характерное именно для кредитных ресурсов, направляемых в сферу малого предпринимательства, часто состоит в том, что ресурсы направляются не непосредственным заемщикам, а неким промежуточным финансовым институтам, непосредственно ориентированным на нужды малого бизнеса и имеющим отработанные процедуры, кадры и пр. В качестве таковых институтов могут выступать кредитные союзы малых предприятиях (с целью пополнения их ресурсов), региональные фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, оказывающие соответствующий круг услуг субъектам малого предпринимательства.

Основным инструментом управление рисками при кредитовании малого бизнеса является практика ссуд под обеспечение . Обеспечение ссуд обычно используется в широком смысле и может относиться ко многим видам кредитования. Нередко банки классифицируют кредитный портфель на обеспеченные и необеспеченные ссуды. Обеспечение обычно берется без расчета на то, что оно обязательно будет реализовано. Управление обеспечением и его хранение являются трудоемкими и неприбыльными операциями для банка. Зачастую банку вообще не имеет смысла брать в залог обеспечение, которое банк не в состоянии реализовать. Однако выдача ссуды без обеспечения в соответствии с нормами регулирования ЦБ РФ вынуждает банк иммобилизовывать значительные средства в соответствующие целевые резервы. Кроме того, доля ссуд без обеспечения (по сути -- форма венчурного кредитования) также ограничена специальным нормативом, призванным обеспечить необходимую устойчивость и стабильность работы банка в целом.

Существенным тормозом развития кредитования малых предприятий выступает отсутствие сколько-нибудь нормального законодательства по залогу и инфраструктуре по реализации залогов. Следование же ныне действующим законодательным актам приводит лишь к тому, что вернуть возможно (исходя из реальной нынешней практики) не более чем половину реальной стоимости залога. Дело в том, что «выбив» залог в форме товаров, недвижимости и т. п., кредитор сталкивается с трудно решаемой проблемой обращения их в реальные деньги (тем более, что сделать это надо как можно быстрее). Системы тендеров (торгов) по залогу приводят к резкому уменьшению его реальной цены. Не отрицая саму идею тендеров, следует отметить, что потери возникают из-за их плохой организации. В стране отсутствуют специалисты, способные нормально (с минимальной потерей в цене) провести продажу залогов. Отсутствует и сколько-нибудь эффективная инфраструктура реализации залогов. В результате всего этого невозвратные кредиты под залог приносят кредитору крупные убытки. С малым бизнесом дела обстоят еще хуже. Предлагаемое малыми предприятиями в залог имущество чаще всего «не тянет» на серьезный кредит. Известно немало случаев, когда имущество малого предприятия, объявленное под залог, бесследно исчезает вместе с самим предприятием. Было бы намного лучше, если бы можно было бы взыскания к малым предприятиям обращать на имущество его владельцев (акционеров). Но пока этого добиться невозможно.

Личные квартиры, часто предлагаемые владельцами малых предприятий в качестве залога, таковыми фактически быть не могут. Номинально по закону в залог их взять можно. Но при этом обычно в них зарегистрированы (по-старому «прописаны») их владельцы. Для реального отчуждения и продажи квартиры, сыгравшей роль залога, их надо выписать, предоставив при этом новое жилье. И это требует сложной судебной процедуры и влечет большие издержки.

Системы контроля за кредитными операциями должны включать процедуры обнаружения сигналов возможной неуплаты и меры реагирования на данную опасность уже в процессе исполнения кредитной сделки. В большинстве случаев служба контроля будет делать выводы на основе периодических встреч и переговоров с клиентом, а также на основе регулярного анализа финансовой информации. Настораживающие признаки могут выявляться при наблюдении за ведением дел клиента или в ходе взаимоотношений с ним банка или становиться очевидными из анализа финансовой и другой документации или пояснительной информации, предоставленной клиентом.

Однако мониторинг риска и обуславливающих его факторов, разумеется, не сводится лишь к наблюдениям за действиями (или бездействием) самого малого предприятия-заемщика. Не менее важны и процессы, происходящие в окружающей его хозяйственной среде, в частности, в той отрасли или подотрасли, где складывается основной объем хозяйственной деятельности заемщика. Для того, чтобы малое предприятие могло успешно продолжать свою деятельность, необходимо прогнозировать изменения в отрасли и своевременно реагировать на них. Банк должен оценивать способность клиента подготовиться к возможным изменениям и принять предупредительные меры. Изменение стиля управления, текучесть кадрового состава, рискованное внедрение на новые рынки -- все это зачастую (хотя и не всегда) является показателем возможных проблем в будущем.

Если банк стремится к контролю за ведением дел заемщика, он может стать некоей «тенью компании» или ее полуофициальным директором и, следовательно, нести определенную долю юридической ответственности за управление делами данной компании. По существу, предоставление кредита в рамках пакета мер содействия данному малому предприятию является важнейшим фактором существенного снижения риска банковского кредитования малых предприятий (особенно кредитования инвестиционного характера).

Однако одним из наиболее эффективных инструментов такого управления рисками банковского кредитования малого бизнеса является система гарантий, особенно выдаваемых от лица специализированных финансовых учреждений. Гарантия как таковая не решает полностью проблемы доступности кредита для малых предприятий. Гарантия -- рыночный товар, имеющий свою цену. При этом в условиях российской экономики высокий уровень предпринимательских рисков неизбежно предопределяет высокую «цену» такого специфического товара как банковская гарантия.

В принципе сегодня нельзя говорить об абсолютной недоступности банковских или страховых гарантий для малых предприятий -- эти гарантии потенциально наличествуют, однако фактически на «открытом рынке» так дороги, что в принципе несовместимы с усредненной нормой рентабельности коммерческой деятельности, особенно при реализации долговременных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Складывается ситуация, при которой в гарантийных схемах кредитования для малого бизнеса должен четко просматриваться компонент государственной поддержки . Не случайно на сегодня наиболее перспективны региональные схемы таких гарантий характеризуются прямыми формами государственной поддержки и поэтому наиболее широкого и эффективно действуют в регионах, способных реализовать такую поддержку по своим финансовым ресурсам (Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород и др.).

В настоящее время становится все более актуальной идея реализации крупномасштабного (как минимум, межрегионального) проекта разработки схем гарантирования кредитов для малых предприятий с государственным (федерально-региональным участием). В основе обсуждаемых проектов создания крупномасштабных схем гарантирования кредитов для малого бизнеса -- смешанные государственно-частные схемы финансирования, сочетание инвестиционного и краткосрочного кредитования, прямые кредиты малому бизнесу и поддержка его инвестиционной деятельности через кредитование лизинговых услуг для малого бизнеса. При этом фактор государственной поддержки реализуется как через участие бюджетных средств в финансировании гарантийных схем, так и через возможность сочетать те или иные формы кредитной поддержки малых предприятий с иными, уже зарекомендовавшими себя инструментами содействия малому бизнесу (имущественная поддержка, налоговые льготы, консультационное, информационное и обучающее содействие и пр.).

Банки, особенно малые и средние, видящие перспективный интерес в кредитовании малого бизнеса, но вынужденные считать каждый рубль своих рисков, серьезно заинтересованы в создании таких схем. При этом нет существенных возражений банков против смешанных государственно-частных форм организации (финансирования) названных схем . Главное, чтобы эти институты избежали традиционных для наших государственных или «окологосударственных» структур тенденций бюрократизации, а также не пытались присвоить себе некого иммунитета относительно судебного разрешения дел, возникающих в связи с реализацией выданных гарантий.

Поделиться: