Конспект занятий по психологии. Открытое занятие по психологии "Вместе-мы сила!"

Занятие по психологии

«Учись доверять»

(для учащихся 10–12 лет)

Цель : проанализировать отношение к самому себе, освоить «Язык доверия» к окружающим людям.

Материал : набор карточек «Какой я?», плакат «Язык доверия», рекомендации «Советы психолога», магнитофон.

1 ЭТАП

Введение .

Установка .

Значение слова «доверие» Вам хорошо знакомо, об этом говорят ваши сочинения (зачитываются отрывки творческих работ).

Даже маленький ребенок уже учится доверять или не доверять. Например, он с удовольствием идет на руки к маме, улыбается, играет с ней и начинает плакать, когда видит чужих людей. Но бывает так, что, дожив до старости, человек так и не умеет доверительно, откровенно общаться. Чтобы с нами этого не случилось, я предлагаю сегодня научиться доверять себе и другим людям.

А начнем мы наш урок с психологической разминки. Она необходима для того, чтобы сплотиться, создать дружескую атмосферу в классе, простые и легкие отношения.

« Психологическая разминка » .

Цель : Сплочение группы, создание дружеской атмосферы.

Установка .

1 упражнение . Внимание. Сейчас я назову некоторое число и, по команде, должны подняться столько человек, сколько я назову. Договариваться, перемигиваться запрещено. Постарайтесь понять друг друга, кто сейчас встанет?

2 упражнение . Нужно поднять руку и показать на кого-то в группе. Все должны стараться показать на одного человека.

3 упражнение . А теперь вы должны показать друг на друга так, чтобы у Вас совпали пары.

Обсуждение: по вопросам:

Кому показалось, что на него было направлено больше всего рук? Ты считаешь себя яркой, необычной личностью? У кого совпали пары? Кого вы выбрали, почему? Кому эта игра показалась легкой, трудной, почему?

2 ЭТАП

« Учимся доверять себе »

Итак, некоторым из Вас в игре было трудно, некоторым легко. А отчего так происходит? Оттого, что все мы разные - по характеру, темпераменту. Мы все - индивидуальности. Об этом уже шел разговор на предыдущих занятиях. Поэтому, чтобы нам легче было общаться с другими, в первую очередь, нужно изучать себя и выработать доверие к себе. Для этого предлагается выполнить следующее задание.

Установка .

Перед вами яблоко. Давайте раскрасим его, не красками, а словами. Какое оно? (Обсуждение .)

А теперь возьмите карточки. На них нарисован силуэт человека. Представьте, что это Вы сами. Попробуйте каждый себя охарактеризовать словами. Какие вы?

Обсуждение . Зачитываются слова, какими видят себя дети. Анализ. Давайте заглянем в душу человека и посмотрим, какое место занимает в ней доверие к себе.

Анализ рисунка (сердце человека, условно разделенное на 4 части).

1- я частичка называется «Только моё». Здесь закладывается доверие к самому себе. Отсюда пришли на ум слова, которые вы написали на карточках. Дается установка на развитие положительных качеств человека - доброта, отзывчивость и т.д. Учениками делается вывод по вопросу « С чего начинается доверие к себе?»

2- я частичка вырезается. Это то, что человек не знает о себе. Её заполняют окружающие, когда что-то говорят об этом человеке.

3- я частичка «Ночь». В течение всей жизни, она может не развиваться, а проявиться, например, в критической ситуации (пример с Героями Великой Отечественной войны).

4- я частичка «Солнышко» - характеризует отношение к другим людям, закладывается в семье и не только. Пример с различными жизненными установками в семьях.

Пример 1 . Если у меня строгие родители, которые с детства внушали: «Жизнь - это джунгли, где каждый только сам за себя и хорошего от людей не жди. Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше».

Обсуждение , каким вырастет ребенок в такой семье.

Пример 2. Когда грустные родители говорят: «Жизнь - это сложная вещь, и люди бывают разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к людям. Не подпускай к себе, пока не убедишься, что человек хороший».

Обсуждение , какими качествами характера будет обладать ребенок в семье.

Пример 3. Добрые родители говорят: «Жизнь прекрасна! Конечно, бывают люди и недобрые, но подходи ко всем открыто. Пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый, порядочный».

Обсуждается , какие из жизненных установок наиболее правильные, поведение эгоистичных людей, делается вывод и рекомендации: «приносить тепло» другим людям.

Вывод . Каждая из установок по-своему верна. Ведь у каждого в душе есть свое «Солнышко», только светит оно по-разному, в разные стороны. Кто-то согревает в первую очередь себя, а кто-то больше греет других людей. Просто постарайтесь понять другого человека и согреть своим душевным теплом его.

3 ЭТАП

« Язык доверия »

Дискуссия по вопросу: Какими качествами должен обладать каждый из нас, чтобы мог войти в доверие к другому? Разыгрывание ситуаций, предложенных психологом.

Ситуация . Катя пришла в школу в новом платье. На перемене, играя, она случайно порвала его. Зная, что дома предстоит объяснение с родителями, она очень расстроена.

Психолог распределяет роли учащимся. Задача, войти в доверие к девочке и успокоить ее. Несколько человек разрешают ситуацию. Далее обсуждается, как можно войти в доверие к человеку.

Работаем со схемой, состоящей из различных блоков. (Схема выполнена в виде рисунка.)

Объяснение схемы учащимися. Психолог дополняет схему советами Д. Карнеги.

Интересуйтесь людьми .
Умейте слушать их .
Подумайте о важности проблем других .

Делаются выводы, как можно расположить к себе человека, вызвать доверие.

4 ЭТАП

Игровая ситуация « Телефон доверия » .

(Психолог записывает на магнитофон импровизированный звонок на «телефон доверия» - девочка боится отвечать у доски.)

В результате беседы получает совет психолога, ребята добавляют свои рекомендации, дается установка, чтобы обсудить свои школьные проблемы на «классном» телефоне доверия на следующем занятии. Даются «Советы психолога».

Выводы .

1. В течение обсуждения дети самостоятельно приходят к выводу, какими качествами должен обладать человек в общении с другими.

2. Игровые ситуации закрепляют навыки поведения в обществе, учат смекалке, фантазии, душевной теплоте, снятию психической напряженности.

3. Учитывая возрастные особенности детей, следует отметить, что наглядная, образная форма подачи материала вызывает большой интерес у детей, не только к себе, но и к психологии, как науке.

Используемая литература

1. И. В. Дубровина. Рабочая книга школьного психолога / - М. Просвещение,
1991 г.

2. Н. В. Самоукина. Игры в школе и дома/ – М. Новая школа, 1995 г.

3. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично. Как перестать беспокоиться и начать жить/- Лениздат, 1992 г.

4. Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. Психология саморазвития/ - М.Интерпракс, 1995 г.

5. В. Р. Рахматшаева. Грамматика общения/ - М. Семья и школа, 1995 г.

6. А. Б. Добрович. О психологии и психогигиене общения/ - М. Просвещение, 1987 г.

7. О. А. Казанский. Игры в самих себя /- М. Роспедагенство, 1995 г.

План-конспект

лекционного занятия

на тему: «Психология личности»

Подготовил и провел:

Студент группы ПП

Факультета педагогики и психологии

Руководитель-методист:

Тирасполь 2013

План занятия

Тема: Психология личности

Цели занятия:

Образовательная цель : усвоение понятий личность, самооценка, притязания личности, психологические особенности волевой регуляции поведения, систематизировать знание по теме;

Воспитательная цель : способность развитию творческой активности.

Развивающая цель : способствовать формированию понятий о психологических особенностях личности.

Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы

Методы обучения: словесный (рассказ - объяснение); практический (упражнения)

Структура:

1. Организационная часть (2-3мин.)

2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.)

3.Сообщение новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности . Изучение нового материала (40-48 мин.)

4. Закрепление нового материала мин.)

5.Задание на дом(3-5 мин.)

6. Подведение итогов (3-5 мин.)

Список литературы :

1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап

1.1 Приветствие

1.2 Отметка отсутствующих

1.3 Назначение дежурных

II. Изложение нового материала

Актуализация знаний

На прошлых занятиях мы говорили с вами о понятиях психологической науки. Тема сегодняшнего занятия связана с понятием «личность» и является актуальной для психологии.

Запишите тему и план занятия.

Тема: «Психология личности».

1. Понятие «личность»

2. Самооценка

3. Притязания личности

4. Волевая регуляция поведения

1.Понятие «личность»

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие - понятие "человек" - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек - единичное природное существо, индивид.

Индивид - конкретный человек как представитель рода "homo sapiens", носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии "личность" на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера - направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Но для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей; знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. д. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Развитие личности - формирование системы ее социально положительных качеств - требует определенных общественных предпосылок, социального запроса. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленное™ себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я"-концепции личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

2. Самооценка

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» .

«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

3) поведенческий - особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т. е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если

перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля - хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь - плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы

постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее

психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.

Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы - ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым

уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = ____Успех______

Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т. п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие?

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

3. Притязания личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.

Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку.

Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности.

4. Волевая регуляция поведения и деятельности

Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, на­правленной на его преобразование в ходе удовлетворения сво­их личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.

Деятельность человека-это система связанных воедино и вытекающих одно из другого дейст­вий, в которых решаются частные задачи. Дей­ствия направлены на получение результата, ко­торый мыслится или представляется как желательный, как цель того, что делает человек. Так, при посадке молодой яб­лони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вби­вая в центр ямы кол, расправляя корни спущенного туда ра­стения, привязывая его и т. д., работающий человек, осущест­вляя свою цель, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей и представлений и осуще­ствляется, реализуется посредством движений, определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При вы­полнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточен­ное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Вместе с тем по ходу действий пере­живаются те или иные чувства: неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и удовольствия от успешного удовлетворения испытываемых нужд, чувства трудового подъе­ма и утомления, а также радости от самого труда.

В отличие от непроизвольного действия, непосредственно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, предна­меренное действие реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей и т. д.), т. е. опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инст­рукциями, вспоминает наставления мастера производственного обучения и т. д., таким образом еще до осуществления дея тельности обеспечивает ее построение в своем сознании, и только после этого действует.

Преднамеренное действие осуществляется с помощью само­регуляции. Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, ко­торую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реаль­но полученных результатов действия; наконец, принятие реше­ния о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрос­лым в процессе совместной деятельности и общения с ребен­ком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами конт­ролировать действие.

Преднамеренность действия предполагает принятие челове­ком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности.

В структуре деятельности преднамеренные действия обра­зуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставлен­ная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. “Чем более... - писал Ф. Энгельс - люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направлен­ных на достижение определенных, заранее намеченных целей”. Они могут совершаться и не обнаруживаясь внешним образом:

при продумывании учеником плана сочинения, при повторении материала про себя и т. д.

Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные приз­наки преднамеренного действия, включает в качестве необхо­димого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадле­жать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с пре­одолением трудностей или нет.

Волевые действия могут различаться по сложности. Так, школьник, впервые делая попытку на уроке физкультуры со­вершить опорный прыжок, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением и ушибом. Подобные воле­вые действия называются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Молодой человек, приняв реше­ние освоить сложную производственную деятельность, преодолевает ряд внутренних и внешних препятствий и трудностей и осуществляет свой замысел. В свою очередь, сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности челове­ка, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те или иные волевые качества человека, проявляется воля.

Воля-это сознательная организация и саморе­гуляция человеком своей деятельности и пове­дения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля- это особая форма активности личности, особый вид организа­ции ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладева­ющего законами природы и таким образом получающего воз­можность изменять ее в соответствии со своими потребностями. К. Маркс писал: “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...”".

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функ­ций-побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью чело­века. В отличие от реактивности, когда действие обусловлива­ется предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачи­вается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая сос­тояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося не­преднамеренностью, активность характеризуется произволь­ностью, т. е. обусловленностью действия сознательно постав­ленной целью. Активность может и не быть вызвана требова­ниями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требо­ваний ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Заключительный этап

1. Контроль усвоения новой темы и закрепление новых знаний:

v Что мы имеем в виду под понятием «личность»?

v Что такое самооценка, от чего она зависит?

v Какие компоненты можно выделить в образе «Я»?

v Что понимается под притязаниями личности?

v С помощью чего осуществляется регуляция поведения?

2. Практическое.

v Тест «Самооценки личности»

3. Оценка знаний

4. Домашнее задание: изучить конспект по теме, выписать в словарь определения понятий.

Список литературы :

1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.

2. Общая психология / - СПб.: Питер, 2001.

3. Психология. Учебник. / Под реакцией. –М.: ПБОЮЛ, 2001.

4. Рогов человека. – М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЕРБАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Шкалы: уровень самооценки

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Если у вас выявился высокий уровень самооценки, вы довольно свободно можете выбрать профессию бизнесмена.

При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так.

Ну, а что делать, если у вас низкая самооценка ? Прежде всего необходимо уяснить для себя, что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.

Инструкция к тесту

По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

ТЕСТ

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме:

«очень часто» – 4 балла,
«часто» – 3,
«редко» – 2,
«никогда» – 0.

Интерпретация результатов теста

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов – уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

ИСТОЧНИКИ

Вербальная диагностика самооценки личности / , Мануйлов -психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.48-49

(с использованием инновационных технологий)

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  1. Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.
  2. Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  3. Совершенствовать умение вербализовать и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
  4. Сохранение здоровья воспитанников через «грацию круговых и перекрестных движений».
  5. Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

Материал для занятия:

  • Мелодия: «Песни горбатых китов» из сборника «Звуки природы» в сопровождении подобранного видеоряда фотографий (авторский вариант), с использованием ТСО.
  • Пиктограммы эмоций: страх, радость, удивление, самодовольство (хвастовство), злость.
  • «Мешочек злости», «Мешочек эмоций».
  • Игра «Найди, назови эмоцию в морских картинках», авторский вариант (с использованием песочницы).

Использованные технологии занятия:

  • Видеоряд фотографий природы в сопровождении СD музыки.
  • Элементы здоровье сберегающей технологии (по Программе физиолога А.А.Руденко, института Здоровья С-Пб).
  • Игры с песком.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость, брезгливость.

– прослушивание музыкальных произведений (без предъявления видеоряда)

– проведение психологических игр и упражнений, перекрестных движений.

Ход занятия

Психолог:

Ребята, проходите в зал, рассаживайтесь на удобных вам местах (на подушках).

Я рада видеть вас! Как ваше настроение?

(Варианты детей)

Сегодня в нашем чудесном зале много гостей, поприветствуйте их.

Упражнение 1 «Ток»

Психолог:

Давайте поприветствуем друг друга.

Мы создали круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие.

Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.

Упражнение 2 «Звуки природы»

Психолог:

Мы продолжаем наше общение и слушаем музыку и просмотрим фотографии.

(прослушивание, просмотр).

Психолог:

Кто хочет высказать свое мнение об увиденном и услышанном?

(варианты детей)

Какое у вас настроение? Какие эмоции у вас были, когда смотрели на фотографии моря, китов, акул, морских звезд?

(варианты детей)

Было ли кому- нибудь страшно? (какая фотография?)

Кого удивили фотографии? Почему?

Может кто-нибудь разозлился на какую-то фотографию? Почему?

Упражнение 3 «Отгадай эмоцию»

Какие эмоциональные фотографии просмотрели мы с вами!

В какое романтическое настроение и различные эмоции околдовали нас. Вот берег наш морской. Он прячет в себе тайны и загадки. Попробуем их разгадать и найти изображения морские. и рассказать, какие эмоции нас окружали, когда мы смотрели на эти фотографии.

Поможет нам в проведении игры песочница, которая таит в своем песке различные картинки. Правил игры я не буду объяснять словами, а покажу.

Психолог находит в песке одну из картинок и рассказывает о своих эмоциях.

Дети играют с песком.

Спасибо. Вы были очень откровенны.

Упражнение 4 «Мешочек злости и страха»

Кого посетил страх, злость, обида? (ответы детей)

Эти негативные эмоции не останутся с нами, мы избавимся от них выкрикнув страх и злость, обиду в «Мешочек злости». Мы громко выкрикнем всю злость и туго завяжем. (психолог подносит к каждому ребенку мешочек, в который уходит злость).

Молодцы! Как ваше настроение! Вам хорошо?

Игра 5 «Покажи эмоцию»

На наших занятиях мы познакомились со многими эмоциями. Какими, назовите.

Варианты детей: (радость, страх, удивление..)

Я предлагаю поиграть и показать эмоции, которые спрятаны в этом мешочке.

(Ребенок вытаскивает из мешка пиктограмму эмоции, называет ее детям и предъявляет изображение)

Упражнение 6 «Работа мозга» (перекрестные движения рук и ног)

«Посидели и устали!

Постоим и отдохнем!

Повторяйте все за нами!

Мозг и мысли разомнем!»

(стихи: С.Ю.Середа)

  • «Рука за нос, рука за ухо»
  • «колено – локоть»

Упражнение 6:

Цель: сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.

Психолог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «У нас тоже!».

Психолог : «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже!»

Психолог: «я дарю вам улыбку»

Дети: «мы тоже»

Психолог : «я радуюсь»

Дети : «мы тоже!»

Психолог: «Я прыгаю от счастья!»

Дети: «Мы тоже!»

Психолог : «Я вас люблю!»

Дети: «Мы тоже!»

Психолог: «Я вас обнимаю!»

Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное? (ДА!!!)

Наша встреча закончена.

Приятных вам эмоций!

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 4»

Конспект занятия по психологии

«Скажи себе сам»

7 класс

Ф.И.О.: Артемова Светлана Александровна

Место работы: МКС(К)ОУ «Школа № 4»,

Должность : педагог-психолог

Цель занятия: создать благоприятные условия в разных группах для конструктивного взаимодействия друг с другом, по днять эмоциональный тонус учащихся.

Задачи:

Формировать у детей стремление понимать окружающих, убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать друг с другом;

Развивать коммуникативные способности.

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

Дети входят в класс под музыку, образуют круг.

Ритуал приветствия .

Держась за плечи друг друга, каждый шёпотом говорит своему соседу слева на ушко слова приветствия. Затем улыбаются друг другу.

2 этап. Мотивационный.

Психолог: Я знаю, что вы л юбите играть, но не всегда ваша совместная деятельность получается дружной и интересной. Как вы думаете, для чего мы собрались сегодня все вместе?

«Собери картинку»

Из частей ребята вместе собирают картинку, которая поможет им ответить на вопрос.

Рисунок 1

http://i022.radikal.ru/1205/ca/134186259ea0.jpg

Упражнение «Я»

Учащиеся рассматривают «портрет» и вслух читают: «Я сплетничаю, Я дразнюсь» и т.д.

Рисунок № 2

Психолог: Здесь, собравшись вместе, мы попро буем быть внимательными друг к другу и весело проводить время. Думаю, что после таких встреч вы сможете поладить со многими детьми и приятно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. А занятие я назвала так: «Скажи себе сам».

3 этап. Практический.

Психолог: Для начала я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми правилами, которые должны соблюдать и стараться не нарушать. Дети зачитывают правила, которые записаны на доске:

Будь приветлив со всеми, ведь доброе слово, что ясный день. Не забывай благодарить за слово ласковое и дело доброе.

Не ищи виноватого. Это снимает любое напряжение.

Не забывай, что чувство юмора укрепляет взаимопонимание, выглядит привлекательным и сохраняет добрые отношения с людьми.

Упражнение «Я не… »

Упражнение выполня ется аналогично ранее выполненному упражнению «Я» только с добавлением частицы «не». Пусть каждый скажет себе сам. Дети читают вполголоса.

Рисунок № 3

Психолог: Мы все общаемся с разными людьми. От того, как мы общаемся, зависит наше личное благополучи е и в определённой степени благополучие других людей. Вот теперь настало время понять, что мешает ещё вашему дружескому благоприятному общению .

Конфликты. Можно ли вообще прожить без конфликтов? Вспомните как вы ведёте себя при возникновении конфликта (ответы детей). Любое разногласие может привести к конфликтной ситуации. А можно конфликт решить мирным путём? (если мы готовы пойти друг другу на уступки, умение выслушать другого и понять).

Упражнение «Клятва»

Психолог прикрепляет к магнитной доске ответы детей.

Психолог: Мы для мира рождены! Наша дружба навсегда.

Старой клятве мы верн ы.

Дети: Да, да, да, конечно, да!

Психолог: Встанем все до одного , (жестом руки показать, чтобы дети встали)

Скажем мы на склоне лет:

Дети: Крепче дружбы ничего

Нет, нет, нет, конечно, нет!

Психолог: - Что такое критика? (Предлагаю ребятам вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.)

Это ещё одна из причин ваших ссор и разногласий. В каких случаях и зачем люди критикуют друг друга? (Обратить внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением.) Охотнее мы критикуем других и к сожалению не умеем критично относиться по отношению к себе самому.

Упражнение «Презентация индивидуальности»

Дети по очереди называю т свои имена, а так же свои личностные качества: одно из которых помогает, другое – мешает в жизни.

Релаксация « Моё имя»

Звучит спокойная музыка.

Психолог: Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите своё имя. А теперь назовите себя ласково. А теперь так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши.

Игра «Рука к руке»

Под шуточную музыку дети свободно двигаются по классу. Психолог произносит команду: «Рука к руке!» - и все участники игры должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнёра – становится водящим. Игра продолжается командами: спина к спине, нога к ноге, нос к носу, хвост к хвосту.

Психолог: Подведём некоторые итоги. Поможет нам в этом волшебный цветок. (Звучит песня о волшебном цветке В. Шаинского) У каждого из вас пять лепест ков, которым вы можете сказать «быть по-моему вели». Самое своё сильное желание вы можете написать па первом лепестке – жёлтом , положив в этот большой конверт. (У психолога на столе лежит конверт. Это своеобразная методика, которая поможет осмыслить жизнен ные ориентации детей, чтобы продуманно корректировать их направленность и осмыслить акцент последующих занятий.)

У вас осталось четыре лепестка. И мы попробуем с их помощью принести себе пользу и другим. Согласны? Возьмите четвёртый лепесток – голубой . Подумайте, умеете ли вы чувствовать состояние другого человека. Получается ли у вас почувствовать состояние ваших товарищей? Кому бы вы подарили свой лепесток с пожеланием исполнения важного для него желания, изменения плохого настроения. Положите лепесток с теми же словами на парту тому, кому они предназначены.

Приступим к следующему лепестку – красный . Подумайте, что за этот период в вашем общении с другими чего было больше – радости или обид? А лепесток вы положите тому, кому бы вам хотелось особенно пожелать, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Подарите лепесток с теми же словами исполнения желания.

Отрываем оранжевый лепесток. Это лепесток добра и терпения. Подарите его тем, кто в них с вашей точки зрения особенно нуждается. И не забудьте волшеб ные слова. Представить слов для высказывания?

Остался последний лепесток – зелёный – умение простить. Подарите его тому, перед кем вы особенно чувствуете свою вину и попросите у него прощения. Кто бы хотел выразить своё прощение?

Как вам кажется, ребята, что произошло сегодня на занятии благодаря волшебному цветку?

Мы смогли понять, почувствовать важные основы наших взаимоотношений, увидеть общую картину жизни нашей группы и заглянуть в самих себя. Считаете ли вы это важным? Посмотрите внимательно на лепестки, лежащие у вас на партах. Они говорят вам о вас. У кого оказалось много таких лепестков? Вы почувствовали, как ваши товарищи от души желали исполниться волшебству? Разложите лепестки. Есть что сказать самому себе? Есть над чем задуматься?

Давайте хорошо относиться к друг другу. Только при этом условии можно быть всегда искренним, приветливым, доброжелательным. И нам не придётся заставлять себя следовать правилам этикета, это получится естественно, само собой, а манеры наши станут непринуждёнными и приятными.

Упражнение «Доскажи словечко»

Психолог: А дорога в даль несётся,

Вот за тучу скрылось солнце.

Снова молнии сверкают вокруг!

Жизнь пугает нас напрасно,

Человеку всё подвластно,

Если рядом…

Дети: Друг.

Рефлексия.

Упражнение – расслабление «Связующая н ить»

Дети стоят в кругу. У психолога в руках клубок ниток, который передаёт, оставив нить в руках. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели, хотят пожелать другим. Когда клубок возвратится обратно, все закрывают глаза, предварит ельно натянув нить. Дыхание становится тихим и плавным. Дети представляют что они одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Ритуал прощания

Дети благодарят друг друга, прощаются с каждым, назвав его ласковым именем.

Психолог: Спасибо за за нятие. До новых встреч!

Список использованной литературы:

    Т.Н. Образцова. Психологические игры для детей. - Издательство: ИКТЦ Лада, 2005,

    Шемшурина А.И. / Азбука вечных истин: методические разработки занятий. / Занятие № 7. Скажи себе сам. // Этическое воспитание, № 3, 2003.

Тема занятия: «Общение».

Вид занятия: урок-путешествие.

Задачи:

  • знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение;
  • знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»;
  • развитие личностной и групповой активности;
  • повышение познавательной активности;
  • воспитание позитивного отношения в общении.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки моря», макет карты страны «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм нашего путешествия, бескозырка, колокольчик, мяч, клей, маркер, скотч.

План занятия:

1. Организационная часть – 3 мин.
2. Основная часть – 24 мин.
3. Завершение занятия – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Здравствуйте! Вначале давайте познакомимся. Меня зовут Галина Александровна.
Ребята, напишите, пожалуйста, разборчиво своё имя на листе бумаги, сложенном пополам и поставьте визитку на стол, перед собой. Спасибо!
Вы уже все знакомы друг с другом, но мне бы хотелось узнать насколько.
Для этого закройте глаза и, используя правило «Хочешь говорить – подними руку», ответьте мне на следующие вопросы.
Скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
Опять закрываем глаза.
У кого сосед с темными глазами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
Молодцы! Спасибо.
Тема нашей сегодняшней встречи «ОБЩЕНИЕ». ЦЕЛЬ – знакомство с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие по сказочной стране «Общение».
Вы познакомитесь с видами общения, новыми словами. Как вы считаете, актуальна ли эта тема для вас?
Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Устройтесь удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь.
Откройте ваши глаза.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая.
Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».
В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.
Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.

Загадки:

1. Кто носит шляпу на ноге?
У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)

2. Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не глядит,
А время знает. (Петух)

Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.
Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости» , на нем очень много озер.
Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту нашего острова, это и будут наши озера.
А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.
Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой один стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.

СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,
«ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,
«ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,
БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.
СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравиться он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!
В вашем проездном билете под цифрой 2 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква (Д), а цифре 2?

2 18 6 19
20 12 7 4
10 8 1 14
15 5 16 9
13 17 3 11
Р Е Я Д
Е Ю П З
Н О Д С
Я Ь В З
Т Б У А

Напишите полученную фразу (Друзья познаются в беде).

Мы расшифровали фразу и оказались на острове «ДРУЖБА». Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 3 перечислены качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносить на карту причалы «ДРУЖБЫ».
Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ , умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама посмотрев на вас сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно?
ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно?
ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.

Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам?

Психогимнастика:

Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.
Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.
Выросли высоко-высоко.
Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),
Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.
Спокойно сели.

Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову «Понимания» .

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Традиционно все средства общения делятся на: вербальные и невербальные. Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4. К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.
Команда делиться на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и окулиста. А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.
У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов или жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете, что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.

Общение это процесс установления и развития контактов между людьми .

Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас и вы можете им пользоваться.
Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?
Что больше всего запомнилось? Почему?
На какой остров вам хотелось вернуться? Почему?
Где было трудно вам, а где было легко?
О чём ещё вам хотелось узнать?

Список литературы :

  1. Словарь практического психолога/ сост. С.Ю.Головин. Минск: ООО «Издательство АСТ», 2001 – 800с;
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школ: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 88с;
  3. Бадмаев Б.Ц. методика преподавания психологии: учеб.метод.пособие для преподавателей. М.:Гуманит. Изд.центор ВЛАДОС, 1999 – 304;
  4. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 1) практ.пос. для учителей начальной школы. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004 – 151с;
  5. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 2) практ.пос. для учителей начальной школы. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004 – 176с;
  6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006 – 224с;
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. 4-е изд. Феникс, 2001 – 627с;
  8. Журнал «Школьный психолог» №24 (406), с46, статья «Приключения на затерянном острове».
Поделиться: