Языковые семьи африки. Африканские языки и общая лингвистика

Использует в повседневном разговоре более восьми сотен языков, которые сильно отличаются друг от друга и в то же время имеют много общего. Диалекты самого жаркого континента в мире группируются в 4 семьи: афразийская, нигеро-конголезская (ранее - западно-суданская), нило-сахарская и бушменская. Один из главных африканских языков носит название суахили. В на этом диалекте разговаривают 150 миллионов человек.

Афразийская семья

Фонетика характеризуется отсутствием тонов, которые присутствуют в других широко распространенных диалектах. Также необходимо отметить часто встречаемые ларингальные и фарингальные согласные и консонантные группы, редко используемые в других языках.

Что касается грамматических особенностей, то для слов и предложений данной группы характерны категории рода в местоимении, соотносимые с половыми признаками; различные способы образования множественного числа для имен (редупликация, суффиксация и звуков внутри слов) и произвольные глагольные формы (пассив, каузатив, рефлексив и другие). Каждый африканский язык, который входит в семитскую ветвь афразийской семьи, отличается наличием трехсогласных корней.

Диалекты данной группы широко распространены среди народов Также они доминируют и на востоке континента, а именно в Эфиопии, материковой Танзании, на территории Сомали и Ближнего Востока. Афразийская семья включает в себя пять ветвей: древнеегипетскую, кушитскую, семитскую, берберскую и чадскую. К последней относится один из главных африканских языков - хауса.

Нило-сахарская семья

Диалекты этой группы являются тональными без именных классов, хотя некоторые из них имеют два грамматических рода. Африканский язык нило-сахарской семьи включает в себя глаголы, которые обладают набором произвольных форм. Иногда имя использует свою падежную систему.

Немаловажными подразделениями данной группы являются шари-нильская и сахарская подсемьи. Последняя включает в себя такие диалекты, как канури (используется в туземном царстве Борну), а также даза и теда, на которых говорит население восточных районов Сахары.

Нигеро-конголезская семья

Отличительной особенностью грамматической структуры диалектов данной группы являются именные классы, выражающиеся различными аффиксами для множественного и единственного числа. Африканский язык, относящийся к нигеро-конголезской семье, имеет местоимения и прилагательные, согласующиеся с существительными по классу, к которому причислены. Также диалекты этой группы, в отличие от европейских, вместо трех родов (женского, мужского и среднего) имеют огромное количество именных классов. Таким образом, животные относятся к одному классу, люди - к другому, а, к примеру, деревья - к третьему. При этом существуют некоторые группы, не имеющие основания для семантической классификации.

Ориентировочно нигеро-конголезская семья делится на 8 подсемей. Это атлантическая, мандинго, ква, иджо, вольтайская, восточная, адамауа и бенуэ-конго. В последнюю ветвь входит самый употребляемый и известный африканский язык - суахили.

Щелкающие языки

Свое название данная (ранее - бушменская) получила благодаря своеобразным щелкающим ноткам, которые используются в качестве согласных и применяются исключительно в Африке. Артикуляционная трактовка этих звуков неоднозначна: ныне они именуются недыхательными, поскольку производятся практически без использования легких, с помощью сосательных движений. То есть они являются противопоставленными имплозивным и эксплозивным согласным.

Первая из трех групп, на которые разделена бушменская семья, называется койсанской. Ее языки широко распространены в ЮАР. В свою очередь, койсанская подсемья подразделяется на северную, южную и центральную группу. На щелкающих языках говорят готтентоты и бушмены. Вторая и третья подсемьи носят названия хатса и сандаве, на диалектах которых говорит часть населения Танзании.

Суахили - основной африканский язык

Kiswahili - самоназвание, которое происходит от арабского слова sawāhil («побережье»). В научный обиход язык вошел достаточно поздно - во второй половине XIX века. В это время появлялись первые описания грамматических характеристик. К концу того же столетия уже существовали словари суахили и обучающие книги.

Сегодня этот язык преподается в большинстве крупных университетов Великобритании, США, Японии, Германии, Франции и других стран. В Танзании, при учебном заведении Дар-эс-Салама, существует институт, который занимается исследованием суахили. В его деятельность также входит издание журнала, в котором содержится культура, литература и прочие вопросы, касающиеся данного языка. Суахили получил статус государственного языка в Танзании, Уганде и Кении.

Современная письменность использует латиницу, которая была введена в 50-х годах 19 столетия европейскими миссионерами. В десятом веке вместо было старосуахилийское письмо (арабица), с помощью которого был написан крупнейший эпос 18 столетия - «Книга об Ираклии». Азбука содержит 24 буквы, в которой нет X и Q , а C употребляется в сочетании ch .

Хауса

Лингвистическая характеристика выделяет в языке три тона: высокий, понижающийся и низкий. Диалект имеет два ряда согласных: имплозивный и эйективный. Среди типичных черт языков афразийской семьи, в хауса отмечается префиксальное спряжение и внутренняя флексия.

Во времена 19 века в данном диалекте использовалась арабская письменность - аджам. Начиная с 30-х годов прошлого столетия начал применяться алфавит, основой которого служит латинский язык. В Нигерии стандарты литературной речи базируются на диалекте кано. Что касается то здесь до сих пор отсутствует письменность.

Хауса - африканский язык межэтнического общения, особенно среди мусульман. Общее число носителей диалекта составляет более 24 миллионов человек, благодаря чему он стал крупнейшим в чадской ветви. Африканский язык хауса является доминирующим в Северной Нигерии и Республике Нигер. Разница употребления диалекта в этих двух странах заключается лишь в одной букве. ƴ - так она пишется в Нигере, а такая ʼy используется в Северной Нигерии.

Привет, друзья! Находясь в Африке, невозможно не говорить про африканские языки. У меня в Зимбабве проживают два основных народа: шона (большинство) и ндбеле. На их примере хорошо говорить об особенностях языков. Я общаюсь с местными на английском, так как выучить африканские языки очень сложно. Хотя, шона в восторге, когда говоришь их слова, но называть это знанием языка я бы не стал.

Человеческий язык мог появиться на свет в субсахарских районах Африки вместе с возникновением Homo Sapiens. В настоящее время в этом регионе распространены языки банту, в том числе зулу, шона и различные "лингва франка", например, суахили, тогда как бушменские языки койсанской макросемьи, известные своими "щёлкающими" звуками, постепенно вымирают. Семитские языки Северной Африки обладают уникальным строем, который передается в них при помощи арабского письма.

ЯЗЫКОВЫЕ СЕМЬИ И ЯЗЫКИ



ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЯЗЫКОВЫМИ СЕМЬЯМИ


Последние исследования показали, что генетическая классификация народов мира практически полностью отражает взаимоотношения, которые существуют между языковыми семьями. И хотя многие аспекты такой классификации достаточно спорны, а население часто говорит на смешанных языках или же перешло на неродной язык, обе классификации сходны в одном, а именно: признают исходное отделение субсахарской зоны Африки от всего остального мира.

Последние исследования показали, что народы мира можно разделить по их генетическим истокам на две группы: к первой относятся жители Центральной и Южной Африки, ко второй - все остальные.

Более того, лингвистические исследования говорят о том, что языки, на которых говорят африканские народы, принадлежат к трем языковым семьям, и ни одна из них не имеет генетического родства ни с одной другой языковой семьей мира.

В то же время народы Северной Африки генетически связаны с европейскими и некоторыми азиатскими народами. Языки, на которых они говорят, также могут входить в единую макросемью, например нострическую (см. ниже).

Многие современные ученые полагают, что человечество возникло в Африке и что все живущие сейчас люди должны искать свои истоки среди автохтонного населения Африканского континента.

Языковые семьи прошлого и настоящего


Африканский континент делится на две части естественной границей, которую образуют пустыня Сахара и Эфиопские горы, и преодоление этого раздела всегда вызывало огромные трудности. Из северной части Африки до нас дошли памятники письменности тысячелетней давности; та же часть континента, которая лежит на юге от естественной границы, дает нам памятники письменности, возраст которых не превышает нескольких сотен лет, и лишь некоторые из них написаны на автохтонных языках этого региона, поскольку гораздо чаще записи сделаны иноземными торговцами и захватчиками. Поэтому изучение доисторического прошлого Африки должно опираться на археологические данные, устное народное творчество и гипотетические реконструкции древних языков, построенные лингвистами на основе живых языков.

Одно из исследований истории Африки показало, что группы африканских народов сформировались приблизительно 10000 лет назад (см. карту, приведенную ниже).

Контраст между этой картой и картой, изображающей современное распространение языковых семей по территории Африки (см. стр. 77), очевиден. Предполагается, что каждой языковой семье соответствует одна группа народов из тех, что указаны на карте: афразийская языковая семья связана с народами Северной Африки, нигеро-конголезская - с народами Западной Африки, койсканская - с бушменами и Нило-сахарская - с нилотами.

ЖИТЕЛИ АФРИКИ VIII В. ДО Н.Э.


И учения доисторического прошлого афри-анского континента привели к выделению яти групп населения, которым предположительно соответствуют четыре существующие на сегодняшний день языковые семьи: жителям Северной Африки соответствует афрозииская языковая семья, Западной Африки - нигеро-конголезские языки, нилотам - Нило-сахарские языки и бушменам - койсанские языки. Хотя на территории Африки до сих пор живут пигмеи, их родные языки вымерли, и сейчас эти народы говорят на языках банту, которые были принесены западными африканцами во время их продвижения на юг и восток материка.


ЩЕЛКАЮЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ


Храктерной чертой койсанских языков является наличие в них так называемых "щелкающих" звуков, число различных видов которых в отдельных языках достигает 80. Щелчки встречаются во многих языках, например, могут передавать восклицание или выражать неодобрение, но особенностью щелчков в койсанских языках является то, что здесь они используются в качестве обыкновенных звуков, которые выполняют такую же функцию, как и остальные согласные, а именно, служат составной частью слов.

О щелкающих звуках обычно говорят в связи с южно-африканскими языками банту, которые могли заимствовать их из койсанских языков, возможно, путем межплеменных браков. Кто-то из читателей мог слышать известную "щелкающую" песню южно-африканской певицы Мириам Мэкхэба, где щелчки, воспринимаемые как сопровождение к словам песни, на самом деле являлись неотъемлемой частью слов.

В языках зулу и ндебеле щелкающие звуки представлены тремя основными фонемами: зубной (как английское "tsk, tsk" ("цк-цк"), боковой латеральный (произносится одной половиной рта, в английском языке обычно используется, чтобы подозвать большое животное, например, лошадь) и палатальный (звук пробки, вылетающей из бутылки, образованный путем подъема языка к верхнему небу и сосательного движения). Эти звуки обозначаются на письме "с", "x" и "q". В приведенных ниже примерах щелкающие согласные обозначены заглавными буквами.

Более сложные щелкающие звуки образуются путем сочетания "с", "х" или "q" с одним из двух разных назальных согласных или же со звуками "k" или "g". Всего в результате выходит 15 различных щелкающих согласных.

В самих койсанских языках есть и другие основные щелкающие звуки - в частности, билабиальный согласный, или другими словами, обыкновенный поцелуй, - кроме того, в них больше возможных сочетаний с другими согласными звуками.

В 1959 году "щелкающая" песня Мириам Мэкхэба, исполненная на языке коса, имела большой успех в Соединенных Штатах. Мириам Мэкхэба, активный борец против апартеида, высланная из родной страны, в 1991 году возвратилась в ЮАР.

Вне всяких сомнений изменения, отраженные на карте со стр. 77, явились результатом экспансии западно-африканских народов на восток и юг. Пигмеи были окружены другими народами, и в настоящее время лишь несколько пигмейских народов можно выделить из общего населения этой зоны. Бушмены были вытеснены на юг Африки, где растворились среди европейских переселенцев или же были уничтожены во время столкновений между европейцами и пришедшими из Западной Африки коренными жителями континента.

Поэтому несмотря на то, что на территории Африки до сих пор живут пигмеи, сведения о языке, на котором они говорили, до нас не дошли. Что же касается бушменов, то их осталось очень мало, и еще меньше среди них носителей бушменских языков.

СОВРЕМЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ ПО ТЕРРИТОРИИ АФРИКИ


На современной лингвистической карте Африки видно продвижение бенуэ-конголезских языков из Западной Африки на территорию, которую прежде занимали койсанские языки бушменов и ныне вымершие языки пигмеев. Нило-сахарские языки распространены в менее доступных районах Центральной Африки, часто в окружении афразийских или нигеро-конголезских языков, тогда как семья кордофанских языков, в состав которой входит около 30 языков, генетически связана с нигеро-конголезскими языками, распространенными в Судане.

Половина носителей нигеро-кордофанских языков говорит на языках банту, входящих в бенуэ-конголезскую группу, которые занимают большую часть Центральной и Южной Африки. Многие языки банту признаны национальными, однако лишь некоторые из них имеют относительно большое число носителей.


Ученики мусульманской школы в городе Зиндер на юге Нигера. Свыше 80% населения Нигера исповедуют ислам- религию, принесенную в эту зону арабскими торговцами, чьи караваны в пятнадцатом-шестнадцатом веках пересекали Сахару и доставляли несметные богатства в западно-африканские империи Мали и Сохгай. Арабский язык до сих пор широко распространен на территории Северной Африки.

Слово "банту" в переводе означает "люди", так называют группу языков, поскольку практически во всех языках, входящих в нее, встречается это или очень похожее слово. Нам посчастливилось обладать замечательным трудом по сравнительному исследованию языков банту, которому английский ученый Малколм Гасри отдал всю свою жизнь.

Отдельно в этой главе будет рассказано о трех языках: о языке фула (фулани) с севера Африки, шона из центральной части и зулу с юга материка.

Носители фулу встречаются на всей территории Западной Африки от побережья Атлантики до восточной границы Нигерии. Две основные группы носителей языка живут в восточной части Нигерии и в Камеруне.

Как видно из таблицы, из всех языков банту больше всего носителей у языка шона. В основном на нем говорят в центрально-африканской республике Зимбабве, а также в Мозамбике. У шона есть несколько основных диалектов; диалект, распространенный в столице Зимбабве городе Хараре называется зезуру.

Важнейшим языком южной части африканского материка является зулу, который тесно связан с языком коса, его ближайшим южным соседом. В девятнадцатом столетии часть народа зулу покинула родные места направилась на север, на территорию современного Зимбабве, и основала независимое государство. Правитель Лобенгула и столица Булавайо, которая в настоящее время является одним из крупнейших городов на юге Зимбабве, вошли в английскую историю в связи с "матабельскими войнами". Эти зулу называли себя "амандебеле", в англизированном виде это слово выглядело как "матабеле". В данной главе и народ, и диалект, на котором он говорит, называются "ндебеле". Ндебеле часто выделяют в самостоятельный язык, который является взаимно понятным с зулу, распространенным 700 милями южнее.

Ученики школы в Сомали. Несмотря на то, что все население страны составляют сомалийцы, тем не менее конкуренция между племенами привела к долгим годам кровопролитной гражданской войны. В течение этого периода вся инфраструктура страны была практически полностью разрушена, и только сейчас стали снова открываться школы.

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА В ЯЗЫКЕ НДЕБЕЛЕ


В ндебеле имена людей всегда начинаются с префикса и-: например, u-Mako, заимство ванное "Марк". Так как имена обычно называют одного человека, множественное числоo-Mako может означать "Марк и с ним люди". Ндебеле всегда дают своим детям имена, которые образуются от имен существительных, прилагательных или глаголов, передающих родительские чувства или отражающих обстоятельства, связанные с появлением ребенка на свет.

Имена девочек:

u-Jabulani Радовать

u-Linda Позаботься (о деревне до возвращения отца)

u-Sakhile Мы-построили-хороший-дом

u-Senzeni Что-мы-сделали

u-Sithembil Мы-полны-надежды

u-Sibahle Мы-красивы

u-Thandiwe Она-любима (имеется в виду Богом, потому что смогла пережить трудные времена)

u-Thokozile Мы-счастливы (иметь ребенка)

Имена мальчиков:

u-Themba Надежда

u-Zenzo Вещи (происшедшие, пока он находился в утробе)

Для девочек и мальчиков:

u-Zibusiso Счастливый дар (ниспосланный нам Богом)

В языке ндебеле есть префиксы, предназначенные для обозначения соседей или чужаков - это ит- (единственного числа) и ата- (множественного числа): um-Khalanga, "каланга", ama-Amelika, "американцы".

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНЫХ В ЯЗЫКЕ НДБЕЛЕ


Приведенные названия различных животных в языке ндебеле показывают, что трудно обнаружить общие признаки у животных, названия которых содержат одинаковые префиксы:

Префиксы

gundwane

чалая лошадь

дикая кошка

антилопа канна

гиппопотам

антилопа гну

мангуста

tsikibololo

водяная антилопа

летучая мышь

maluhvane

землеройка

tshwayeli


Маленький мальчик в лесах Заира. Большая часть этнически пестрого населения Заира по своему происхождению является банту, это потомки скотоводов из народа банту, которые в эпоху с 500 г. до н. э. по 500 г. н. э пришли на территории Центральной и Восточной Африки с западного побережья Африки.


Урок в одной из школ Сенегала, где число грамотных составляет лишь 38% всего населения. Каждая из многочисленных этнических групп Сенегала проживает в своей четко установленной географической зоне, хотя межплеменные браки уменьшают вероятность возникновения национальных конфликтов.

Подобным же образом мы можем опустить существительное в словосочетании прилагатель-ное+существительное и перевести согласователь английским местоимением "one" ("некто"): um-fazi om-khulu, "большая женщина" ("the big woman") или же просто om-khulu, "большая" ("the big one").

Согласователи часто выполняют двойную функцию: когда существительное присутствует, они ведут себя просто как показатели согласования, но если существительное опущено, они берут на себя функции местоимения.

Именные классы и согласователи вместе составляют знаменитую и весьма своеобразную классно-согласовательную систему, возможно, что именно стройность этой системы, а также повсеместность ее распространения и делают нигеро-конголезские языки уникальными в своем роде.

Языки классифицируют окружающий мир


Часто говорят, что языки отличаются тем, каким образом они классифицируют окружающий мир. Мы вкратце обсудим некоторые характерные особенности африканских языков, проявляющиеся в отношении к сексу, родственным связям и походке человека.

Большинство языков суб-сахарских районов Африки не маркирует половые различия в своих местоименных (подобных местоимениям) формах. Предложение, которое на языке шона выглядит как Unobika, может означать как "Он готовит", так и "Она готовит". Местоименной формой является первая буква - U - в этом предложении вы не встретите ничего похожего на английские местоимения "он" ("he") или "она" ("she"). Естественно, подобное можно встретить и во многих других языках мира. В частности, в переводе с мандаринского наречия китайского Та shi wode pengyou означает "он \ она - мой друг", где "Та" может означать как "он", так и "она".

Кроме того ты можешь иметь больше одного отца и одной матери, поскольку братья твоего отца также являются твоими "папами", а сестры твоей матери - твоими "мамами". Таких "отцов" и "матерей" можно отделить от родных при помощи добавочного эпитета "маленький" для обозначения младших братьев и сестер твоих родителей и "большой" для обозначения старших. Используемые термины приведены выше.

И на последнем примере можно проиллюстрировать читателю сложность африканского словаря. В языке шона существует более 200 слов для обозначения различных видов походки! По материалам сети интернет, респект всем, кто дочитал!

Сохранено

">

Языковая карта Чёрного континента выглядит пёстрой и яркой, как оперение африканского зимородка. Здесь говорят на двух тысячах различных наречий – это треть всех известных на сегодняшний день языков мира. Не говоря уже о прочих загадках, количество языков Африки само по себе остаётся предметом научных споров: во многом потому, что лингвистика ещё не дала однозначного ответа на вопрос о том, где проходит граница между языком и диалектом. В Африке, как и на других континентах, это приводит к тому, что оба понятия играют политическую роль. Нередко носители двух разновидностей языка отлично понимают друг друга (например, жители Руанды и Бурунди), но предпочитают говорить о независимости своих языков друг от друга.

Чаще всего языки похожи между собой в тех случаях, если они развились из единого языка-предка сравнительно недавно. Примерно в то же время, когда предки англичан, немцев и датчан разошлись в разные концы Западной Европы (это случилось около двух тысяч лет назад), в Африке произошёл распад единого сообщества народов семьи банту. Её потомки расселились по огромной площади к югу от экватора, однако по сей день неплохо понимают друг друга – настолько, что в XV–XVI вв. португальские мореплаватели, огибая Африку, нанимали себе переводчиков в Анголе, на западном побережье, и с успехом использовали их помощь в Мозамбике, на противоположном берегу континента. Некоторые учёные в шутку говорят о «пятистах диалектах» банту.

СЛОВО BA-NTU ПОЧТИ НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ ГРУППЫ БАНТУ ОБОЗНАЧАЕТ «ЛЮДИ», ТАК ЧТО БОЛЕЕ ЛОГИЧНОГО НАЗВАНИЯ ГРУППЫ НЕ НАЙТИ.

Однако единство языков банту – уникальный пример близости между языками крупного ареала. В Западной Африке, напротив, плотность и разнообразие языков настолько велики, что их носители зачастую не понимают тех, кто живёт по соседству. В Камеруне, Нигерии, Судане есть области, где каждое селение использует свой собственный язык, и такая чересполосица продолжается здесь в течение многих столетий. Бывает, что языки соседних деревень похожи, и учёным удаётся отследить их единое происхождение. Жители и сами нередко считают, что «вон в той деревне за холмом» живут их далёкие родственники, и даже могут рассказать интересные легенды о том, когда и по какой причине их предки разошлись по разные стороны того самого холма. Но случается, что языки соседних поселений столь же различны, как русский и суахили.


Языковые семьи и крупнейшие языки Африки


Безусловно, в Африке существуют и крупные языки, которыми пользуются миллионы и десятки миллионов людей. Но, в отличие от Европы или Азии, их весьма немного. Это, конечно, связано с тем, что на большей части континента долгое время не существовало ни крупных государств, объединяющих своих подданных единой языковой нормой, ни литературной традиции. Распространение языков шло преимущественно за счёт развития торговли. Так завоевал популярность язык суахили в Восточной Африке. Сегодня этот «торговый язык» используется в 14 странах, им владеют не меньше 30 млн человек.



Женщины суахили собрались на деревенское торжество, Занзибар


Крупнейшим языком на западе Африки остаётся хауса (34 млн человек) – он тоже когда-то распространился в результате торговой и политической экспансии одноимённого народа, основавшего несколько влиятельных городов-государств на территории Северной Нигерии. Среди крупных языков следует назвать шона и зулу в Южной Африке (по 10 млн человек каждый), йоруба, фула и игбо на западе континента (соответственно 28, 25 и 24 млн), оромо и амхарский в Эфиопии (оба примерно по 25 млн человек), сомали с 15 млн носителей (угадайте, в какой стране) и несколько других. Ну а на севере континента безраздельно господствует арабский язык, на различных диалектах которого с детства говорят не меньше 150 млн человек.

И всё же число языков, которыми с рождения владели бы больше миллиона людей, на всём огромном континенте не дотягивает до пятидесяти. Все они когда-то начинали свою историю как языки небольших народов или племенных объединений, распространивших своё влияние с помощью торговли и завоевания.

-рунди

Руанда , Бурунди 18 Шона Зимбабве , Замбия и Мозамбик 15 2 Луо (Судан , Эфиопия , Чад , ,
Кения , Уганда , Танзания 12-16 Малинке Западная Африка 5 9 Бамбара Западная Африка 3 10 Ибибио-эфик Нигерия 8-12 Лингала Демократическая республика Конго 2 10 Чви Гана 8 2 Чичева Замбия , Малави , Мозамбик , Зимбабве 10 Коса ЮАР 7 Конго Демократическая республика Конго , Республика Конго , Ангола 7 Тигринья Эритрея 7 Гбе Западная Африка 8 Чилуба Демократическая республика Конго 6 Волоф Сенегал 3 3 Кикуйю Кения 5 Море Западная Африка 5 Сото ЮАР 5 Лухья Кения 4 Тсвана Ботсвана , ЮАР , Зимбабве , Намибия 4 Канури Западная Африка 4 Умбунду Ангола 4 Северный сото ЮАР 4

В целом, к наиболее известным языкам относятся:

Классификация

Койсанские языки

Наиболее противоречивой является койсанская гипотеза, согласно которой в одну макросемью объединяются все не-банту языки юга Африки, проживают в государствах: Намибия (62,1 %), Ботсвана (19,6 %), Танзания (13,4 %), Ангола (2,6 %), ЮАР (1 %), Зимбабве. Их общим признаком является наличие особых щёлкающих согласных . По этому же признаку к койсанским языкам добавляются два изолированных языка с востока Африки: сандаве и хадза . Койсанские языки изучены очень слабо, причем около половины из примерно 30 языков уже вымерло , а большинство остальных находится на грани вымирания. Все это значительно затрудняет их исследование. В середине 1980-х годов на африканском континенте насчитывалось 306 тыс. человек народов, принадлежащих к этой языковой макросемье, что составляло 0,06 % от всего населения Африки готтентоты - 110 тыс. чел. (36 %), горные дамара - 80 (26 %), бушмены - 75 (24,5 %) и сандаве - 40 (13 %). Ранее по этнографическому принципу эти языки делились на бушменские и готтентотские . Ныне известные койсанские языки делятся на 2 семьи, родство между которыми вполне вероятно, и 3 изолированных языка, которые могут быть и не родственны остальным:

  • Семья кхой (центрально-койсанская; Намибия , Ботсвана , ЮАР) включает 2 ветви:
    • кхойкхой (готтентоты; с наиболее крупным койсанским языком нама - более 100 тыс. человек, а также языки кора, гриква, хайом) - всего более 250 тыс. человек и
    • чу-кхве (калахари; с языками кхое, наро, лъгана, гана, чу, ани, гви, нхауру, шуа и чва) - до 40 тыс. человек;
  • Семья жу-къви (периферийно-бушменская; Ботсвана, Ангола , Намибия, ЮАР) включает две ветви:
    • жу-чъоан (северно-койсанская) с группой жу (къхунг, 3-4 языка: каукау, малиго, васекела) и языком чъоан - до 30 тыс. носителей (на начало 2000-х годов), и
    • та-къви (южно-койсанская) с группами та (къхонг) и къви (язык нцъу и ещё около 8 вымерших языков ЮАР) - до 1 тыс. чел.
  • Три из потенциально койсанских языков являются изолированными:
    • хадза, или хадзапи - около 1 тыс. носителей (оба языка в Танзании)
    • вымерший квади (юго-западная Ангола).

Неклассифицированные языки Африки

Ещё 9 языков Африки считаются неклассифицированными : древний мероитский язык и живые:

  • мпре , джалаа , лаал и бангери , которые находятся в ареале нигеро-конголезской макросемьи и соответственно условно включались в ее состав;
  • шабо (микеир), относимый к нило-сахарской макросемье;
  • бирале (онгота), иногда относимый к афразийским языкам в качестве изолята (традиционно рассматривается в числе кушитских языков), и вейто , считаемый кушитским или восточносуданским языком.
  • оропом † - вымерший и практически неизученный язык Уганды и Кении ; есть схождения с кульякскими языками и хадза , однако скудость данных не позволяет сделать определённых выводов.

Для многих причиной является отсутствие надёжных данных. Все эти языки являются вымершими или находятся на грани исчезновения, поэтому надежд на появление новых данных, необходимых для уточнения их классификации, немного.

Пигмейские языки

Пигмеи , особая субрасовая и группа негроидных африканских народов, ещё до недавнего времени сохранявшая в быту пережитки мезолита , в настоящее время говорят на языках или диалектах языков соседних с ними народов, по отношению к которым они находятся на более низкой социальной ступени. Тем не менее, среди лингвистов существует гипотеза о существовании в доисторическую эпоху пигмейских языков, исчезнувших позднее в ходе ассимиляции, что может подтверждаться наличием в пигмейских диалектах субстратной лексики, связанной с охотой и собирательством (например, лесного мёда) и необъяснимой из исторической реконструкции данных языков.

Другие языки

Наконец, две семьи появились в Африке в историческое время.

Из индоевропейской семьи первым стал древнегреческий язык колоний в Египте и Ливии в 1 тыс. до н. э. Греческая община и поныне сохраняется в Египте. После присоединения Карфагена к Риму по магрибскому побережью распространился латинский язык , начавший развиваться в самостоятельный романский язык , который был вытеснен арабским к концу 1 тыс. н. э. В -XVII вв. в Северной Африке появился другой романский язык - сефардский , на котором говорили евреи , бежавшие из Испании и Португалии. С XVII же века начинается освоение Африки европейскими державами и распространение европейских языков - голландского , испанского , португальского , позднее - французского , немецкого и английского . Во многих местах на основе этих языков развились пиджины и креольские языки . Однако лишь на некоторых островах и на юге Африки (африкаанс) носители индоевропейских языков занимают ныне компактные территории. В середине 1980-х годов на африканском континенте насчитывалось 11,48 млн человек народов, принадлежащих к индоевропейской языковой макросемье, что составляло 2,22 % от всего населения Африки . Крупнейшими народами этой макросемьи являются африканеры , или буры - 2,83 млн чел. (25 %), метисы - 2,75 (24 %), англоафриканцы - 1,61 (14 %) и индопакистанцы - 1,17 (10 %). Большинство из представителей африканских индоевропейцев расселены в ЮАР (71 %), Зимбабве (1,4 %), Кении (1,2 %), Танзании (1,1 %), Намибии (0,7 %).

Носители одного из австронезийских языков , родственного калимантанским языкам , начали селиться на Мадагаскаре с конца 1 тыс. до н. э., и сейчас всё его население говорит на малагасийском языке . В середине 1980-х годов в Африке насчитывалось 9,48 млн человек народов, принадлежащих к австронезийской языковой макросемье, что составляло 1,8 % от всего населения Африки . Крупнейшими народами этой макросемьи являются малагасийцы - 9,31 млн чел. (98,2 %). Большинство из представителей африканских австронезийцев расселены на Мадагаскаре (98,6 %).

В ЮАР проживает около 47 млн. человек. Население очень неоднородно по расовым, национальным, языковым, культурным и религиозным признакам. Все пестрое в этническом отношении население ЮАР — результат сложной истории формирования населения страны — официально подразделятся на 4 группы: африканцы, белые, мулаты и азиаты.

Государственные языки ЮАР

Основную часть, конечно, составляют коренные жители африканского континента - чернокожие африканцы. Их насчитывается более 70%, белокожих африканеров - около 10%, мулатов или, как их здесь называют, цветных — 9%, и индусов и азиатов — 2.5%.



Практически каждое племя живет обособленно. Их условия проживания, быт, культура, религия, традиции, обычаи - настоящая экзотика, которую не увидишь больше нигде. Познакомиться с ней вы сможете в специальных турах по этнографическим деревням ЮАР.

Язык

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Амхарский язык (на котором говорит около 6 млн.

Языки Южно-Африканской Республики

чел.) распространен в северной и средней частях Эфиопии, в областях Амхара, Годжам, Шоа, где живет собственно амхарское население. Он принят по всей стране в качестве государственного языка Эфиопии, на котором ведется делопроизводство, печатаются правительственные постановления, газеты и т. п. Он известен также и в сопредельных с Эфиопией Эритрее, Британском и Итальянском Сомали, в Джибути.

Классификация языков Африки

3) семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5) мальгашский язык.

Южная Африка — Население и язык

В ЮАР проживает около 47 млн. человек. Население очень неоднородно по расовым, национальным, языковым, культурным и религиозным признакам. Все пестрое в этническом отношении население ЮАР — результат сложной истории формирования населения страны — официально подразделятся на 4 группы: африканцы, белые, мулаты и азиаты. Основную часть, конечно, составляют коренные жители африканского континента - чернокожие африканцы. Их насчитывается более 70%, белокожих африканеров - около 10%, мулатов или, как их здесь называют, цветных — 9%, и индусов и азиатов — 2.5%.

Азиаты в ЮАР представлены, в основном, индийцами, потомками рабочих, привезенных сюда в XIX веке для работы на сахарных плантациях. Эта группа называется натал.
Мулатами или «цветными» в ЮАР называют людей смешанных рас, произошедших от рабов, привезенных из восточной и центральной Африки, аборигенов Африки, белых с примесью малайцев, индусов и других азиатов. Большинство «цветных» говорит на африкаанс.
Белое население состоит из потомков колониальных иммигрантов: голландцев, немцев, французов, гугенотов и англичан. С точки зрения культурных и языковых факторов они подразделяются на африканеров, бывших буров, а ныне датч (живут здесь уже в десятом поколении и говорят на африкаанс) и англо-африканцев, потомков британских колонистов.

И, наконец, самые многочисленные — чернокожие жители представлены различными этническими группами, племенами и народностями. Самые крупные этносы: зулу (провинция Наталь и окрестности), коса (юг страны), сото (государство Лесото внутри ЮАР), педи, венда, тсвана, тсонга, свази, ндбеле и другие. Все они говорят на языках банту. Также в ЮАР отдельными поселениями живут древнейшие коренные жители страны - готтентоты и бушмены, сохранившие свою уникальную экзотическую культуру и быт.
Практически каждое племя живет обособленно. Их условия проживания, быт, культура, религия, традиции, обычаи - настоящая экзотика, которую не увидишь больше нигде.

На каком языке говорят в юар

Познакомиться с ней вы сможете в специальных турах по этнографическим деревням ЮАР.

Язык

За самое большое количество государственных языков - одиннадцать - ЮАР занесена в Книгу рекордов Гиннеса. В список официальных языков входят языки различных наций и этнических групп, населяющих страну: африкаанс, английский, ндебеле, коса, зулу, педи, сото, тсвана, свази, венда, тсонга. Большинство чернокожих африканцев говорит на своих языках. Наиболее распространенным языком является зулу. Вторым по популярности является язык коса. Параллельно с этим большинство населения всех рас разговаривает на английском языке. Потомки голландцев и мулаты говорят на африкаанс - смесь староголландского (средневекового) языка с местным диалектом.

Почти 200-миллионное население современной Африки говорит на многих языках и наречиях. Некоторые из них стали теперь языками многочисленных народностей и формирующихся наций, но лингвистическая карта Африки все еще пестрит названиями множества языков. Буржуазные лингвисты в своих исследованиях замалчивают бурный и неодолимый процесс создания крупных языков, нередко стараясь, наоборот, подчеркнуть наличие огромного числа языков, племен, рисуя неверную картину безнадежной отсталости. В одном только Судане, утверждают они, существует от 700 до 800 языков. Лингвисты как бы соревнуются в количестве установленных ими отдельных языковых единиц. Так, например, видный языковед и специалист по африканским языкам, немец Мейнхоф в 1910 г. насчитывал 182 языка банту.

Несколько позднее, в 1919-1922 гг., англичанин Джонстон довел их число до 226. В 1948 г. бельгиец Ван-Бульк превзошел их обоих, утверждая, что в одном лишь Бельгийском Конго существует 518 различных языков банту, не считая диалектов.

Постоянные указания на огромное число языков преследуют двоякую цель. Во-первых, они должны создать впечатление этнического хаоса и беспорядка, существующего в колониальном мире, беспорядка, который сдерживается лишь установлением в колониях Pax Britannica или Paix Franqaise, как любят выражаться английские и французские колониальные деятели1. Во-вторых, они преследуют задачу затушевать, скрыть идущий в колониях процесс образования крупных народностей, процесс консолидации наций. Поэтому надо внимательно разобрать, что же скрывается за внешним многообразием и бесконечной пестротой языковой карты Африки.

Для рассуждений большинства зарубежных лингвистов характерен отрыв истории языка от истории развития общества. Но язык относится к числу общественных явлений, указывает И. В. Сталин. «Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка»1.

На ранних ступенях развития общества существовали родовые языки, объединявшие всех членов рода. Возможно, что наиболее отсталые народы Африки, вроде пигмеев или бушменов, несколько веков назад жили отдельными родами, каждый из которых имел свой язык. В настоящее время родовых языков в Африке уже нет.

Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. на языках банту или на суданских языках. Общественный строй бушменов, загнанных в пустыню Калахари, настолько видоизменился, что на основании их современного состояния невозможно сделать какие-либо выводы. Прежде самостоятельные роды и племена бушменов перемешались, и большая часть их утратила свои языки.

За исключением бушменов и пигмеев, все остальные группы населения давно уже жили племенным строем.

Чемпионат мира по футболу 2010: на каком языке говорят в ЮАР?

Во многих областях Африки еще до появления европейцев существовали государства и начинался процесс образования народностей, при этом некогда самостоятельные племена дробились ирасходились, одни языки вытеснялидругие, анекоторыеиз них становились языками государственных объединений; местные диалекты перемалывались в единый язык. Однако нигде в Африке, за исключением северного ее побережья, процесс развития общества не дошел до образования нации, поэтому еще нигде не создались национальные языки; но многие народы Африки давно изжили первобытно-общинные отношения с их родо-племенным строем, и теперь в Африке существуют многомиллионные народы, объединенные общим языком. Все это надо иметь в виду, обращаясь к рассмотрению языковых проблем в Африке.

В Нигерии с ее более чем 24-миллионным населением, по некоторым данным, насчитывается чуть ли не полтораста различных языков. Из этого вовсе не следует, что на каждом из них говорит примерно 150 или 200 тыс. человек. На самом деле языки этого 24-миллионного населения распределяются следующим образом: на языке хауса говорит около 8 млн., на языке йоруба - около 4 млн., на языке ибо - 4 млн. человек, т. е. почти четыре пятых всего населения говорит на трех языках; за ними следуют языки: фульбе, на котором говорит более 2 млн., и канури (в Борну) - 1200 тыс. Таким образом, на всех остальных языках Нигерии говорит менее 5 млн. человек.

Во Французской Западной Африке, в бассейне Верхнего Нигера и Сенегала большая часть (около 3 млн.) населения говорит на языке мандинго; следующие за ним, по значению: язык фульбе (немногим менее 2 млн. чел.) и язык моей (около 2 млн. чел.). Эти три языка - главнейшие во Французской Западной Африке, на них говорит 42% всего ее населения.

Так же обстоит дело и в других колониях. В Бельгийском Конго, например, с населением более 11 млн. чел., на языке луба говорит около 3,5 млн., на языке руанда - более 2 млн., на языке рунди - до 1,5 млн., на языке конго -до 1 млн. чел., т. е. на этих языках говорит примерно 75-80% всего населения страны. На территории Руанда-Урун- ди все население говорит фактически на одном языке, так как языки руанда и рунди - не более как диалекты одного языка. На языках умбунду и кимбунду (андонго) говорит около 60% всего населения Анголы.

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Особое значение, по их распространенности, имеют следующие языки*

Арабский - наиболее распространенный язык населения всей северной части Африки. Численность говорящих на арабском языке определяется, по данным 1944 г., в 37 585 тыс. На арабском языке говорит население Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Танжерской области, Ифни, Испанской Сахары, значительной части Французской Западной Африки и Англо-Египетского Судана, преимущественно в северных их частях. Он распространен на севере Французской Экваториальной Африки и в некоторых местностях Эритреи и Эфиопии, в Северной Нигерии. Кроме того, на восточном берегу Африки, от Занзибара вплоть до Суэца, на арабском языке говорят некоторые слои городского населения. Арабский язык - основной язык населения о-ва Сокотра.

На втором месте, как по численности говорящих на нем, так и по своему значению, стоит язык хауса. Этот язык наиболее распространен среди населения Северной Нигерии и прилегающих к ней областей Французского Судана и Южной Нигерии. Кроме того, на языке хауса говорят в северной части Дагомеи, в Того, на Золотом Береге и отчасти на Береге Слоновой Кости, в Камеруне, во Французской Экваториальной Африке и в Англо-Египетском Судане. Группы хауса встречаются в Алжире, Ливии, Феццане и на берегах Нила. Таким образом, область распространения языка хауса охватывает почти все внутренние районы Судана. Трудно установить точную численность говорящих на хауса. По данным 1944 г., она достигает 9200 тыс. По другим сведениям, число говорящих на хауса составляет от 10 до 15 млн.

На третьем месте среди всех языков Африки стоит язык суахили (ки- суахили). Обычно считается, что общая численность говорящих на нем примерно так же велика, как и говорящих на хауса, и колеблется от 10 до 15 млн. По данным справочника о языках Африки, составленного в 1944 г. Макдугалдом, на суахили говорят 7860 тыс, человек. Языком суахили первоначально пользовалось прибрежное население Восточной Африки, он был распространен от г. Ламу на севере до португальских владений на юге Восточной Африки. В настоящее время он считается официальным языком четырех английских колоний Восточной Африки: Уганды, Танганьики, Кении и Ньясаленда. Он распространен также в Итальянском Сомали, в Руанда-Урунди, в северо-восточных частях Северной Родезии, в Мозамбике и Южной Родезии. Перед второй мировой войной язык этот распространялся и в восточной части Бельгийского Конго, к востоку от Стэнливиля, по течению р. Луалаба и в округе Элиза- бетвиля. На нем говорит также часть! прибрежного населения северо- западного Мадагаскара.

Язык руанда (собственно язык уру-нья-руанда) распространен в бельгийской колонии Руанда-Урунди и в северо-западной части территории Танганьики. Общая численность говорящих на нем достигает 5 млн. Ки- рунди, на котором говорит более 1,5 млн. чел., считающийся отдельным языком, представляет собою не более как его диалект.

Для французского Западного Судана большое значение имеет язык мандинго. Он распадается на три главных диалекта: малинке, бамбара и диула. На диалектах мандинго говорит большинство окружающих племен, пользуясь им как вторым языком. Язык мандинго - язык французских колониальных войск. Общая численность говорящих на диалектах мандинго определяется примерно в 5 млн.

Классификация языков Африки

Прочно установленной классификации всех африканских языков еще нет. Объясняется этопрежде всего тем, что языки многих областей Африки мало изучены. Лучше остальных исследованы семито-хамитские языки, на которых говорит население всей Северной и Северо-Восточной Африки, и языки банту, распространенные во всей южной части Африки, южнее Судана - вплоть до Наталя. Языки народов верховьев Нила составляют особую группу нилотских языков. Что же касается языков Судана, то многие вопросы лингвистической классификации их еще не вполне ясны. Особые группы составляют языки гвинейского побережья, языки группы моей, языки мандинго и некоторые другие. Возможно, что дальнейшие исследования смогут установить родство всех этих групп между собой. Однако пока осторожнее их рассматривать отдельно, как самостоятельные группы.

Менее всего изучены языки Восточного Судана, и говорить об их классификации пока еще преждевременно.

В начале XX в. в африканистике господствовала теория трехчленного деления всех языков Африки на хамитские, суданские и банту. В основе ее лежала типологическая классификация языков: деление их на типы аморфный, агглютинативный и флективный. Древнейшим типом языков Африки считались языки Судана, односложные, имеющие музыкальные тона, аморфного типа, «не имеющие служебных частиц». Их сравнивали с китайским языком и объявляли примитивными. Суданские языки считались языками аборигенного населения Африки. Хамитские языки, не имеющие музыкальных тонов, но обладающие тоническим ударением и относящиеся к флективному типу, считались языками народов, пришедших в Африку из Азии. Немецкий африканист Мейнхоф полагал, что из смешения хамитских языков с суданскими возникли языки банту- агглютинативные по своему типу, имеющие грамматические классы имен существительных.

В основе его взглядов лежали расистские концепции о светлокожих высококультурных хамитах и не способных к развитию неграх. Негры банту, по этой теории,- продукт смешения с хамитами, считались стоящими выше своих суданских собратьев.

Научные данные полностью опровергли эту теорию. Мнимым оказалось единство суданских языков: в действительности разные их группы сильно отличаются одна от другой, очень сложны и многие родственны языкам банту.

Главнейшие группы языков Африки следующие:

1) семито-хамитская группа семей родственных языков;

2) языки Судана: группы гвинейская, манде, бантоидная (западпо- бантоидная, или атлантическая, центрально-бантоидная, или моси-груси, и восточно-бантоидная), канури, кордофанская, нилотская; кроме того, неклассифицированные языки Центрального Судана;

3) семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5) мальгашский язык.

Языки семито -хамитской группы

Языки семито-хамитской группы, взятые в целом, представляют собою некоторое единство. Среди них особую семью языков составляют семитские языки. Всем им свойственна так называемая трех-литеральность корня, или, что то же, трехсогласная основа глагола (ее иногда неточно называют трехбуквенной основой глагольного корня). Для всех семитских языков типична внутренняя флексия, т. е. изменение глагола по наклонениям, видам, временам, залогам и лицам производится путем изменения гласных внутри остающейся неизменной (или почти неизменной) глагольной основы. Все семитские языки имеют общий им всем основной словарный фонд. Эти черты, пожалуй, наиболее типичны и характеризуют все семитские языки.

В отличие от семитских языков другая часть языков этой группы, иногда называемая хамитской, не представляет собою единства. Нет никаких черт, характеризующих языки хамитской группы в целом, которые были бы присущи только ей и отличали ее от семитской.

Подобно тому как индоевропейские языки представляют собою группу семей родственных языков, в состав которой входят славянские, германские, романские и другие языки, так и семито-хамитские языки объединяет семитские, кушитские и берберские, древнеегипетский язык и группу языков хауса-котоко.

К числу хамитских языков иногда относят также готтентотские языки на том основании, что в них имеется грамматический род. Это неверно; как мы увидим далее, грамматический род встречается также и в центральной группе бушменских языков. Изучение грамматического строя и словарного фонда готтентотских и бушменских языков показало, что они родственны между собою и должны быть объединены в одну группу, которую обычно называют койсанской.

Все семито-хамитские языки в целом представляют собою большую группу флективных языков, имеющую известные особенности, характерные для всей этой группы.

На африканском материке к ней относятся:

1) семитские языки Эфиопии; 2) кушитская семья языков; 3) древнеегипетский и коптский языки; 4) берберская семья языков; 5) язык хауса и близкие к нему языки.

Почти 200-миллионное население современной Африки говорит на многих языках и наречиях. Некоторые из них стали теперь языками многочисленных народностей и формирующихся наций, но лингвистическая карта Африки все еще пестрит названиями множества языков. Буржуазные лингвисты в своих исследованиях замалчивают бурный и неодолимый процесс создания крупных языков, нередко стараясь, наоборот, подчеркнуть наличие огромного числа языков, племен, рисуя неверную картину безнадежной отсталости. В одном только Судане, утверждают они, существует от 700 до 800 языков. Лингвисты как бы соревнуются в количестве установленных ими отдельных языковых единиц. Так, например, видный языковед и специалист по африканским языкам, немец Мейнхоф в 1910 г. насчитывал 182 языка банту.

Несколько позднее, в 1919-1922 гг., англичанин Джонстон довел их число до 226. В 1948 г. бельгиец Ван-Бульк превзошел их обоих, утверждая, что в одном лишь Бельгийском Конго существует 518 различных языков банту, не считая диалектов.

Постоянные указания на огромное число языков преследуют двоякую цель. Во-первых, они должны создать впечатление этнического хаоса и беспорядка, существующего в колониальном мире, беспорядка, который сдерживается лишь установлением в колониях Pax Britannica или Paix Franqaise, как любят выражаться английские и французские колониальные деятели1. Во-вторых, они преследуют задачу затушевать, скрыть идущий в колониях процесс образования крупных народностей, процесс консолидации наций. Поэтому надо внимательно разобрать, что же скрывается за внешним многообразием и бесконечной пестротой языковой карты Африки.

Для рассуждений большинства зарубежных лингвистов характерен отрыв истории языка от истории развития общества. Но язык относится к числу общественных явлений, указывает И. В. Сталин. «Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка»1.

На ранних ступенях развития общества существовали родовые языки, объединявшие всех членов рода. Возможно, что наиболее отсталые народы Африки, вроде пигмеев или бушменов, несколько веков назад жили отдельными родами, каждый из которых имел свой язык. В настоящее время родовых языков в Африке уже нет.

Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. на языках банту или на суданских языках. Общественный строй бушменов, загнанных в пустыню Калахари, настолько видоизменился, что на основании их современного состояния невозможно сделать какие-либо выводы. Прежде самостоятельные роды и племена бушменов перемешались, и большая часть их утратила свои языки.

За исключением бушменов и пигмеев, все остальные группы населения давно уже жили племенным строем. Во многих областях Африки еще до появления европейцев существовали государства и начинался процесс образования народностей, при этом некогда самостоятельные племена дробились ирасходились, одни языки вытеснялидругие, анекоторыеиз них становились языками государственных объединений; местные диалекты перемалывались в единый язык. Однако нигде в Африке, за исключением северного ее побережья, процесс развития общества не дошел до образования нации, поэтому еще нигде не создались национальные языки; но многие народы Африки давно изжили первобытно-общинные отношения с их родо-племенным строем, и теперь в Африке существуют многомиллионные народы, объединенные общим языком. Все это надо иметь в виду, обращаясь к рассмотрению языковых проблем в Африке.

В Нигерии с ее более чем 24-миллионным населением, по некоторым данным, насчитывается чуть ли не полтораста различных языков. Из этого вовсе не следует, что на каждом из них говорит примерно 150 или 200 тыс. человек. На самом деле языки этого 24-миллионного населения распределяются следующим образом: на языке хауса говорит около 8 млн., на языке йоруба - около 4 млн., на языке ибо - 4 млн. человек, т. е. почти четыре пятых всего населения говорит на трех языках; за ними следуют языки: фульбе, на котором говорит более 2 млн., и канури (в Борну) - 1200 тыс. Таким образом, на всех остальных языках Нигерии говорит менее 5 млн. человек.

Во Французской Западной Африке, в бассейне Верхнего Нигера и Сенегала большая часть (около 3 млн.) населения говорит на языке мандинго; следующие за ним, по значению: язык фульбе (немногим менее 2 млн. чел.) и язык моей (около 2 млн. чел.). Эти три языка - главнейшие во Французской Западной Африке, на них говорит 42% всего ее населения.

Так же обстоит дело и в других колониях. В Бельгийском Конго, например, с населением более 11 млн. чел., на языке луба говорит около 3,5 млн., на языке руанда - более 2 млн., на языке рунди - до 1,5 млн., на языке конго -до 1 млн. чел., т. е. на этих языках говорит примерно 75-80% всего населения страны. На территории Руанда-Урун- ди все население говорит фактически на одном языке, так как языки руанда и рунди - не более как диалекты одного языка. На языках умбунду и кимбунду (андонго) говорит около 60% всего населения Анголы.

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Особое значение, по их распространенности, имеют следующие языки*

Арабский - наиболее распространенный язык населения всей северной части Африки. Численность говорящих на арабском языке определяется, по данным 1944 г., в 37 585 тыс. На арабском языке говорит население Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Танжерской области, Ифни, Испанской Сахары, значительной части Французской Западной Африки и Англо-Египетского Судана, преимущественно в северных их частях. Он распространен на севере Французской Экваториальной Африки и в некоторых местностях Эритреи и Эфиопии, в Северной Нигерии. Кроме того, на восточном берегу Африки, от Занзибара вплоть до Суэца, на арабском языке говорят некоторые слои городского населения. Арабский язык - основной язык населения о-ва Сокотра.

На втором месте, как по численности говорящих на нем, так и по своему значению, стоит язык хауса. Этот язык наиболее распространен среди населения Северной Нигерии и прилегающих к ней областей Французского Судана и Южной Нигерии. Кроме того, на языке хауса говорят в северной части Дагомеи, в Того, на Золотом Береге и отчасти на Береге Слоновой Кости, в Камеруне, во Французской Экваториальной Африке и в Англо-Египетском Судане. Группы хауса встречаются в Алжире, Ливии, Феццане и на берегах Нила. Таким образом, область распространения языка хауса охватывает почти все внутренние районы Судана. Трудно установить точную численность говорящих на хауса. По данным 1944 г., она достигает 9200 тыс. По другим сведениям, число говорящих на хауса составляет от 10 до 15 млн.

На третьем месте среди всех языков Африки стоит язык суахили (ки- суахили). Обычно считается, что общая численность говорящих на нем примерно так же велика, как и говорящих на хауса, и колеблется от 10 до 15 млн. По данным справочника о языках Африки, составленного в 1944 г. Макдугалдом, на суахили говорят 7860 тыс, человек. Языком суахили первоначально пользовалось прибрежное население Восточной Африки, он был распространен от г. Ламу на севере до португальских владений на юге Восточной Африки. В настоящее время он считается официальным языком четырех английских колоний Восточной Африки: Уганды, Танганьики, Кении и Ньясаленда. Он распространен также в Итальянском Сомали, в Руанда-Урунди, в северо-восточных частях Северной Родезии, в Мозамбике и Южной Родезии. Перед второй мировой войной язык этот распространялся и в восточной части Бельгийского Конго, к востоку от Стэнливиля, по течению р. Луалаба и в округе Элиза- бетвиля. На нем говорит также часть! прибрежного населения северо- западного Мадагаскара.

Амхарский язык (на котором говорит около 6 млн. чел.) распространен в северной и средней частях Эфиопии, в областях Амхара, Годжам, Шоа, где живет собственно амхарское население. Он принят по всей стране в качестве государственного языка Эфиопии, на котором ведется делопроизводство, печатаются правительственные постановления, газеты и т. п. Он известен также и в сопредельных с Эфиопией Эритрее, Британском и Итальянском Сомали, в Джибути.

Язык руанда (собственно язык уру-нья-руанда) распространен в бельгийской колонии Руанда-Урунди и в северо-западной части территории Танганьики. Общая численность говорящих на нем достигает 5 млн. Ки- рунди, на котором говорит более 1,5 млн. чел., считающийся отдельным языком, представляет собою не более как его диалект.

Для французского Западного Судана большое значение имеет язык мандинго. Он распадается на три главных диалекта: малинке, бамбара и диула. На диалектах мандинго говорит большинство окружающих племен, пользуясь им как вторым языком. Язык мандинго - язык французских колониальных войск. Общая численность говорящих на диалектах мандинго определяется примерно в 5 млн.

Классификация языков Африки

Прочно установленной классификации всех африканских языков еще нет. Объясняется этопрежде всего тем, что языки многих областей Африки мало изучены. Лучше остальных исследованы семито-хамитские языки, на которых говорит население всей Северной и Северо-Восточной Африки, и языки банту, распространенные во всей южной части Африки, южнее Судана - вплоть до Наталя. Языки народов верховьев Нила составляют особую группу нилотских языков. Что же касается языков Судана, то многие вопросы лингвистической классификации их еще не вполне ясны. Особые группы составляют языки гвинейского побережья, языки группы моей, языки мандинго и некоторые другие. Возможно, что дальнейшие исследования смогут установить родство всех этих групп между собой. Однако пока осторожнее их рассматривать отдельно, как самостоятельные группы.

Менее всего изучены языки Восточного Судана, и говорить об их классификации пока еще преждевременно.

В начале XX в. в африканистике господствовала теория трехчленного деления всех языков Африки на хамитские, суданские и банту. В основе ее лежала типологическая классификация языков: деление их на типы аморфный, агглютинативный и флективный. Древнейшим типом языков Африки считались языки Судана, односложные, имеющие музыкальные тона, аморфного типа, «не имеющие служебных частиц». Их сравнивали с китайским языком и объявляли примитивными. Суданские языки считались языками аборигенного населения Африки. Хамитские языки, не имеющие музыкальных тонов, но обладающие тоническим ударением и относящиеся к флективному типу, считались языками народов, пришедших в Африку из Азии. Немецкий африканист Мейнхоф полагал, что из смешения хамитских языков с суданскими возникли языки банту- агглютинативные по своему типу, имеющие грамматические классы имен существительных.

В основе его взглядов лежали расистские концепции о светлокожих высококультурных хамитах и не способных к развитию неграх. Негры банту, по этой теории,- продукт смешения с хамитами, считались стоящими выше своих суданских собратьев.

Научные данные полностью опровергли эту теорию. Мнимым оказалось единство суданских языков: в действительности разные их группы сильно отличаются одна от другой, очень сложны и многие родственны языкам банту.

Главнейшие группы языков Африки следующие:

1) семито-хамитская группа семей родственных языков;

2) языки Судана: группы гвинейская, манде, бантоидная (западпо- бантоидная, или атлантическая, центрально-бантоидная, или моси-груси, и восточно-бантоидная), канури, кордофанская, нилотская; кроме того, неклассифицированные языки Центрального Судана;

3) семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5) мальгашский язык.

Языки семито -хамитской группы

Языки семито-хамитской группы, взятые в целом, представляют собою некоторое единство. Среди них особую семью языков составляют семитские языки. Всем им свойственна так называемая трех-литеральность корня, или, что то же, трехсогласная основа глагола (ее иногда неточно называют трехбуквенной основой глагольного корня). Для всех семитских языков типична внутренняя флексия, т. е.

Сколько официальных языков в ЮАР

изменение глагола по наклонениям, видам, временам, залогам и лицам производится путем изменения гласных внутри остающейся неизменной (или почти неизменной) глагольной основы. Все семитские языки имеют общий им всем основной словарный фонд. Эти черты, пожалуй, наиболее типичны и характеризуют все семитские языки.

В отличие от семитских языков другая часть языков этой группы, иногда называемая хамитской, не представляет собою единства. Нет никаких черт, характеризующих языки хамитской группы в целом, которые были бы присущи только ей и отличали ее от семитской.

Подобно тому как индоевропейские языки представляют собою группу семей родственных языков, в состав которой входят славянские, германские, романские и другие языки, так и семито-хамитские языки объединяет семитские, кушитские и берберские, древнеегипетский язык и группу языков хауса-котоко.

К числу хамитских языков иногда относят также готтентотские языки на том основании, что в них имеется грамматический род. Это неверно; как мы увидим далее, грамматический род встречается также и в центральной группе бушменских языков. Изучение грамматического строя и словарного фонда готтентотских и бушменских языков показало, что они родственны между собою и должны быть объединены в одну группу, которую обычно называют койсанской.

Все семито-хамитские языки в целом представляют собою большую группу флективных языков, имеющую известные особенности, характерные для всей этой группы.

На африканском материке к ней относятся:

1) семитские языки Эфиопии; 2) кушитская семья языков; 3) древнеегипетский и коптский языки; 4) берберская семья языков; 5) язык хауса и близкие к нему языки.

Поделиться: