Предложения со звуком л. Интерактивное пособие для детского сада

Мультимедийная презентация для автоматизации звука [л] в словосочетаниях, предложениях


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: Мультимедийная презентация будет полезна учителям-логопедам и родителям в работе с дошкольниками, имеющие нарушение звукопроизношения. Пособие используется на индивидуальных занятиях с дошкольниками для автоматизации звука [л] в словосочетаниях, предложениях
Цель: автоматизация звука [л] в словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словосочетаниях, предложениях.
Упражнять в правильном образовании форм родительного падежа имен существительных.
Упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных.
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.
Развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, внимание.
Воспитывать усидчивость, желание заниматься, формировать самоконтроль за своей речью.

Презентация содержит анимации, триггеры. На каждом слайде в правом верхнем углу есть управляющая кнопка: документ, в котором дается задание. Щелкая мышкой по тексту с заданием, он исчезает.

Слайд 2. «Что увидел Павел?»
На слайде картинки: булка, полка, ёлка, скалка, копилка, колбаса.
- Щелкай мышкой по стрелке и полным предложением скажи, что увидел Павел. Образец: Павел увидел вилку.


Слайд 3. «Найди маму»
На слайде установлены триггеры на картинках: галчата, голубята, волчата, лосята, слонята.
- Детеныши потерялись. Помоги им вернуться к своим мамам. Составь предложения.
У голубки - голубята.
У волчицы – волчата.
У лосихи - лосята.
У слонихи – слоненок.


Слайд 4. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
На слайде картинки предметов белого цвета: голубь, лайка, футболка, молоко, облака.
- Посмотри на картинки и скажи, о чем или о ком можно сказать белый (белая, белое, белые). Образец: белый голубь.


Слайд 5. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
На слайде картинки предметов голубого цвета: платок, лампа, лопата, платье, клубки.
- Посмотри на картинки и скажи, о чем можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые). Образец: голубой платок.


Слайд 6. «Помоги Володе навести порядок»
На слайде установлены триггеры на картинках: лук, лампа, колпак, глобус, молоток, ложка, мел, пенал, бокал.
- Называй предмет и щелкай по нему мышкой. Образец: На полке лук.
- Ответь на вопросы полным предложением. Что находится между луком и ложкой? (Между луком и ложкой находится лампа).
- Что находится между молотком и глобусом?
- Что находится между мелом и бокалом?
- Что находится над молотком?
- Что находится под ложкой?
- Что находится слева от бокала?
- Что находится справа от лампы?


Слайд 7. «Что приготовила Мила?»
На слайде установлены триггеры на картинках: яблоки, клубника, лук, молоко.
- Назови, из каких продуктов что получилось. Щелкни мышкой по картинке и называй.
Из яблок получится яблочное повидло.
Из клубники получится клубничное повидло.
Из молока получится молочный шоколад.
Из лука получится луковый салат.
Из баклажанов баклажанная икра.


Слайд 8. «Помоги Миле повесить одежду»
На слайде установлены триггеры на картинках: блузка, платье, халат, плащ, футболку, колготки.
- Мила постирала одежду. Помоги ее повесить на веревку. Щелкай мышкой по картинке и называй, что повесила Мила.
Образец: Мила повесила блузку.


Слайд 9. «Закончи чистоговорки»
На слайде установлены триггеры на картинках: пчела, дупло, пила, скала.
- Повтори чистоговорку, подбери слово и щелкай по картинке.
Ла – ла – ла – полосатая (пчела).
Ло – ло – ло - у белочки (дупло).
Лу – лу – лу – я возьму (пилу).
Лы – лы – лы – лодка у (скалы).


Слайд 10. «Володя и Алла»
На слайде установлены триггеры на картинках: флажок, клоун, плот, яблоко, весло, кукла, свекла, метла.
- Щелкни мышкой по картинке и назови по образцу. Образец: у Лады метла – это Ладына метла. У Володи клоун – это Володин клоун.


Слайд 11. «Составь предложение»

Володя купил пенал.
Павел увидел галку.
Павел сел на стул.
Михаил забил гол.


Слайд 12. «Составь предложение»
На слайде опорные картинки, соединенные стрелкой между собой.
- По опорным картинкам составь предложения.
Мила надела полосатый халат.
Володя купил белый велосипед.
Алла ела молочный шоколад.
Лада вымыла ладони.


Слайд 13. «Составь предложение»
На слайде опорные картинки, соединенные стрелкой между собой.
- По опорным картинкам составь предложения.
Володя и Павел плыли на плоту.
Алла ела клубнику и яблоко.
Лада погладила платье и блузку.
Мила взяла куклу и клоуна.


Слайд 14. «Путаница»

У скакалки есть Мила. (У Милы есть скакалка).
Молоко лакает котенка. (Котенок лакает молоко).
Елка села на белку. (Белка села на елку).


Слайд 15. «Путаница»
- Расставь слова по местам и скажи правильно.
Пол упал на клубок. (Клубок упал на пол).
Халат надел Ладу. (Лада надела халат).
Ладони вымыли Аллу. (Алла вымыла ладони).


Надеюсь, что материал пригодится в работе педагогов.

Презентация на тему: Автоматизации звука [л] в словосочетаниях, предложениях

Предложения из двух слов

Михаил смелый. Володя уехал. Стул упал. Мила пела. Володя бегал.

Составь предложения,

волк прыгала

белка бежал

малыши улыбались

Предложения из трех и четырех слов

Павел пил молоко. Кот лакал молоко. Мила опрокинула стул. Мила надела халат. Лана долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь.

Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила флоксы. Слава сделал плот. Гладиолусы растут около дома.

Клубок закатился под стул. Лана стояла около стула. Михаил сел в кресло.

Представь, что ты - художник. Я заказываю тебе картину голубого цвета. Что ты нарисуешь голубой краской? (Я нарисую голубые облака. )

Предложения с союзами а, и

Лана ходит в школу, а Мила - в детский сад.

Галка села на палку, а палка ударила галку.

Мила ласковая, а Клава ласковее.

Я положил(а) книгу на стол, а куклу посадил(а) на стул.

Лола взяла метелку и подмела пол. Малыш упал и заплакал. Козел зашел в огород и съел капусту. Павел взял пилу, молоток и смастерил полку.

Выполнение поручений. Возьми куклу и сядь на стул. Что ты сделал(а)? Я взял(а) куклу и сел (а) на стул. Возьми белочку и поставь ее на полку. Что ты сделал(а)? Я взял(а) белочку и поставил(а) ее на полку.

Развитие просодии

Произнеси фразу «Какая пчела» с разной интонацией. Какая пчела? (вопросительно.) Какая пчела! (с восхищением.) Какая пчела?! (с испугом.)

Назови лишние слова в предложении. Повтори предложение.

Лампа висела, светила, погасла очень ярко. (Лампа светила очень ярко. )

Лодка гребла, плыла, летела по реке.

Стол, висел, сидел, стоял в комнате.

Снег таял, сверкал, бежал на солнышке.

Ночью светит луна, солнце.

Володя шел, пел, сидел по улице.

Клава пела, ела, бросала песенки.

Слава сделал, смастерил, сколотил, повесил, распилил скворечник.

Лана испекла, сломала, бросила пирожки.

Мила шила, вязала, бросала кукле шарф.

«Нравится - не нравится».

Мне нравится сладкий мармелад. А что нравится тебе?

Мне хотелось бы съесть сладкое яблоко? А тебе?

Я люблю голубые колокольчики, а ты?

Какой цветок тебе больше нравится - календула или гладиолус?

«Закончи предложение».

По дороге Павел... (шел ). К лесу Павел... (подошел ). В лес густой он... (зашел ) и волнушку там... (нашел ). Срезал грибок, положил в кузовок. По тропинке он... (шагал ), звонко песню... (напевал ). Павел к речке... (подошел ), речку вброд он... (перешел ).

Повтори весь рассказ.

«Учимся размышлять».

Рисунок 39. (См. цв. вклейку.) Подумай и скажи, какая связь существует между нарисованными предметами. Я скажу слово, а ты назови предмет, который имеет со словом какую-либо связь.

Гроза - молния.

Сено - вилы.

Стол - ложка.

Свет - лампа, лампочка.

Борщ - свекла.

Иголка - елка, ствол.

Грядка - лопата.

Котлета - вилка.

«Развиваем внимание».

Рисунок 40. (См. цв. вклейку.)

Найди 10 отличий. Две елки, украшенные флажками. Какой флажок оторвался? Чего не хватает на этой елке?

«Пятый лишний».

Рисунок 41. (См. цв. вклейку.) Ряд из цветов и клубника.

Как ты понимаешь слова глупость, глупый ?

Что означают слова головомойка ? Головоломка ? Глоток, глотать ?

Темы для составления рассказов и сказок

«Море». Опорные слова: аквалангист, акваланг, ласты, баллон, палтус, лангуст, камбала, водолаз, лодка, весло, ледокол, ладья, палуба.

Был ли ты на море? Кому нужны акваланг, ласты и баллон?

«Геологи». Опорные слова: молоток, кирка, палатка, минерал, алмаз, золото.

«Комната». Рисунок 42. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: стол, на столе лампа, потолок, над столом плафон с лампочкой, стул, кресло, пол, полка, на полке ландыши, клубок под креслом. Кот около стола. Мила сидит в кресле, Слава и солдат Данил - за столом.

Имена: Мила, Павел, Володя, Клава, Слава, Данил, Луша.

«Игра в футбол». Опорные слова: Павел, Володя, ударил, играли, футбол, разбитое стекло, осколки.

Что делали Павел и Володя? Что случилось?

«За грибами». Опорные слова: елки, волнушки, белка, Павел, Мила, лукошко.

Назови детей такими именами, в которых есть звук [л]. Что взяли собой дети? Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут елки. ) Кто сидит на елке? (На елке сидит белка. ) Какие грибы растут около елки? (Около елки растут волнушки. ) Кто спрятался за елкой? (За елкой спрятался полоз. ) Что лежит под елкой? (Под елкой лежит палка. ) Кто выпрыгнул из-под елки? (Из-под елки выпрыгнул заяц. )

Куда пришли Мила и Павел?

«Огород». Опорные слова: пугало, овощи, свекла, лук, баклажан, подсолнух, салат.

«Одежда». Опорные слова: платье, платок, колготки, блузка, футболка, бейсболка, лосины, пуловер. Хлопок, лоскут, лоскутик.

«Животный мир». Опорные слова: лось, лань, волк, волчица, волчата, шакал, енот-полоскун, манул, белка, слон, осел, кулан, козел, марал, колонок.

«Посуда». Опорные слова: тарелка, вилка, ложка, солонка, салатница.

«Холодильник». «Продукты». Назови предметы, лежащие в холодильнике. Что не должно лежать в холодильнике?

Опорные слова: балык, колбаса, молоко, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, яблоки, баклажаны, халва, мармелад, пастила, клубника, салат, лучок, лук, свекла, голубика, яблоко, клубника, алыча, кукла, лаваш.

Чем можно полакомиться? Что означают слова лакомка, лакомиться, лакомый кусочек ?

Знаешь ли ты эти слова? Маслозавод, маслобойня. Что такоеглазурь ? Что означает словоломтик ? Большой кусок - это ломоть, а маленький кусочек - ломтик.

«Водные животные». Опорные слова: хохлач, кашалот, сервал, белуха, нарвал, малый полосатик, бутылконос, северный плавун, ламантин, лама, лангуст, ласка, луна-рыба, белуга, белуха, головастик.

«Глубоко - мелко». Кто плавает глубже других?

«Птицы». Опорные слова: лунь, орел, ласточка, баклан, голубь, соловей, глухарь, дятел, галка, иволга, сокол, поползень, лунь, лысуха, орлан, плавунчик, славка, фламинго, щегол.

«Магазин "Все для дома"». Опорные слова: иголка, булавка, метелка (мамины вещи).

«Инструменты». Опорные слова: лопата, лобзик, коловорот, лом, долото, шило, пила, пилка, молоток (папины вещи).

«Игрушки». Опорные слова: кукла, юла, волчонок, елка, белочка.

Скажи ласково. Лопата - лопатка, лопаточка. Иголка -иголочка. Пила -пилка, пилочка.

Папа купил себе большую лопату, Лане купили лопатку. Маленькому Володе - лопаточку.

«На лугу». Опорные слова: колокольчики, пчелы. Чистоговорки со словом пчела.

Пчела, пчела, где ты была?

Я летала на лужок,

Собирала там медок.

«Магазин "Спорттовары"». Опорные слова: ласты, весло, акваланг, лыжи, палки, велосипед, мотоцикл, бейсболка, футболка, лыжный костюм.

Представь, что ты рассматриваешь товары. Поделись впечатлением с мамой. Что бы ты хотел купить себе для занятий спортом? Расскажи мне, что ты видел в магазине.

«Спорт». Опорные слова: велотрек, велосипедист, велогонки, баскетбол, волейбол, футбол, слалом, скалолаз, пловец.

«Лыжная прогулка». Опорные слова: елки, белка, лыжи, лыжники, лыжня, палки, Михаил, Алла и Володя, елка, кладовая белки, упал, встал, спустился, увидел, посмотрел, прыгала, скакала, грызла.

Где проходит лыжня? Куда дети поставили лыжи и палки? (Возле елки. )

«Спасатели». «Володя - скалолаз».

Опорные слова: скала, скалы, скалолаз Павел, облака, ласточка, орел, горный козел, голубое ущелье, пещера, сталактиты, заоблачные.

Из каких двух слов составлено слово скалолаз ?

«Школа». Опорные слова: школа, пенал, глобус, класс, атлас, краски.

«Звук потерялся». Какой звук потерялся в слове г...обус ?

«Звук заблудился». Какой звук встал на чужое место - шкоал ?

Составь предложения со словами Лола, вышла, подошла, ушла, пришла, перешла.

Анализ слова школа. Чтение слов.

«Зоопарк».

Представьте, что вы в зоопарке. В названиях каких зверей есть звук [л]? Пригласите своих друзей посмотреть на них. Смотрите, какой большой слон! Какой злой волк!

Кого еще увидели? Чьи клетки расположены рядом? Вопросы детей о животных.

Кого будет кормить служитель зоопарка? Чем можно покормить слона?

Составить схему предложения из трех-четырех слов. Звуковой анализ одного-двух слов. Узнать название зверя по предложенной звуковой схеме.

«Клава и кукла». Восстановление последовательности событий. Пересказ.

Клава заплакала. Кукла упала на пол и сломалась. Клава очень любила свою куклу. Папа починил куклу. У Клавы была кукла. Клава купала куклу. Клава пошла гулять с куклой. Клава одела куклу.

Пересказ.

Лане подарили куклу. Кукла была вся в белом. На ней было белое платье, белая панама, белые носки, белый бант. Туфельки тоже были белые. Лана любила свою куклу. Она катала ее в коляске, баюкала, одевала, гуляла с ней по улице. Однажды кукла упала и испачкалась. Лана долго мыла куклу с мылом.

Данная статья содержит разнообразный материал по автоматизации звука Л. Он может стать бесценным помощником для логопедов, воспитателей и родителей. Представленный лексический материал оптимален по объёму и звуковому составу. С его помощью воспитатели и родители, не имеющие специальной подготовки, могут самостоятельно автоматизировать звук Л, поставленный логопедом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Л.

Автоматизация звука Л (также как и других звуков) проводится в форме игровых занятий.

Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 5 лет и 30 минут - для детей более старшего возраста. Нельзя допускать возникновения утомления у детей.

Сначала в речи ребёнка автоматизируется изолированный звук Л.

Для этого подойдёт игра «Про Емелю».

Взрослый читает стихотворение, а ребёнок в конце добавляет звук Л.

Воду с речки наноси… (л).

Тесто в кадке замесил… (л).

За грибами в лес сходи… (л).

В стадо тёлку проводи… (л).

Кашу манную свари… (л).

Колыбельку смастери… (л).

Дров побольше напили… (л).

И капусты насоли… (л).

Жарче печку натопи… (л).

В лавке пряников купи… (л).

Травку свежую скоси… (л).

Братца к лекарю свози… (л).

Звук Л автоматизируется вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных.

У некоторых детей, наоборот, сначала лучше автоматизируется звук Л в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

Ла - ло - лу - лы

Ло - лу - ла - лы

Лу - лы - лы - ло

Лы - лу - ло - ла

Ла - лы - лу - ло

Лы - ла - ло - лу

Ла - лы - лэ - ло - лу

Ал - ол - ул - ыл

Ял - ёл - юл - ил - ел

Ал - ял - ол - ёл

Ал - ил - ел - ол - ул

Ала - ылы - элэ - оло - улу

Лка - лкы - лкэ - лко - лку

Лта - лты - лтэ - лто - лту

Лга - лгы - лгэ - лго - лгу

Лна - лны - лнэ - лно - лну

Лда - лды - лдэ - лдо - лду

Лма - лмы - лмэ - лмо - лму

Кла - кло - клу - клы

Сла - сло - слу - слы

Гла - гло - глу - глы

Зла - зло - злу - злы

Бла - бло - блу - блы

Фла - фло - флу - флы

Пла - пло - плу - плы

Хла - хло - хлу - хлы

Можно предложить детям договорить слог ЛА в незаконченных словах:

К нам зима приш…,

Снег и вьюгу принес….

Всё, что Ал… разброса…,

Вьюга снегом заме…!

Автоматизация звука Л в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила, лайка, лань, балалайка, желанье, кулак, лакомка, лава, лапоть, ладонь, ладья, лай, лавина, ладно, лангет, ласка, палата, талант, сила, пчела, пастила, похвала, салазки.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, антилопа, колосья, волос, ломтик, перелом, лозунг, ломка, локон, лоск, ловкий, одеколон, салон, солома, талон, пилот, волосы, голова, монолог.

Лу: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, получка, лучник, лучок, лупа, лукавый, лудить, лубок, силуэт, валун, опалубка, колун, холуй.

Лы: лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, скалы, полый, скулы, талый, малый, тяжёлый, балык.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупал, выгнал, опал, подвал, сигнал, скандал, идеал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол, волос, столбик, колокол, ментол, монгол, посол, ствол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан, мул, отгул, баул, прогул, продул.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка, пыл, тыл.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, посёлок.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел, надел, раздел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил, вил, пил.

«Трудные» слова с двумя звуками «л»: плыл, полол, колол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плевал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных: благодарить, благо, бланк, облако, вобла; блок, блокада, блокнот, блондин, блоха, яблоко; блузка, каблук, блуза; глаза, гладкий, сожгла, глава, главный, глагол, гладить, гладиолус, гланды, огласка, согласиться, согласный; глобус, глотать, глотка, глоток, оглобля, оглох; глупый, глубина, глухой; глыбы, глыба; злак; злы; Клава, класс, кладовая, кукла, клавиши, закладка, клад, подкладка, кладка, свёкла, кладовка, склад, кладезь, складывать, кланяться, клапан, класть, классный, классик; клок, клоп, клоун, клоунада, клочок, наклон, пекло, поклон, склон, склонение, стекло; клуб, клумба, клубок, клубника, клубиться, клумба, клубни; клыки; пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, плавать, плавки, плакат, плакать, плавка; плот, пломба, площадь, плов, плод, плотина, плотник; плуг; плыть; Слава, сладкий, слабый, слазить; слон, весло, слово, сложный; слух, слушать, случай, служить, заслуга; слышать; флаг, флакон; флот; шла, вышла; хлопать, хлопок; хлыст; котлы.

Игра «Сыщики»

Предложить детям найти зверей, спрятавшихся в следующих словах: заС Л ОНка, поБЕ Л КА, ко Л ОСЬя, двустВО Л Ка, бала Л АЙКА, же Л АНЬе, пОСЁ Л ок.

Игра «Посчитай от 1 до 5»

Одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок.

Лодка, лампа, лужа, лось.

Автоматизация звука Л в предложениях

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони.

Около палаток лопухи и полынь.

Готовь лыжи и салазки.

Луша полола лук и свёклу.

Мила видела слона.

Слава идёт в кладовую за вёслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Осёл испугался пчелы.

Клаве купили куклу.

Слава сломал лыжи.

Лёша не любил мыло.

Клоун надел колпак.

В луже плавала лодочка.

Мила посадила лук.

Игра «Изменяй предложения»

Я еду на лыжах.

Ты едешь на лыжах.

Он едет на лыжах.

Она едет на лыжах.

Мы едем на лыжах.

Вы едете на лыжах.

Они едут на лыжах.

  1. Я еду на лошади.
  2. Я мою ложки.
  3. Я топаю по лыжам.
  4. Я иду на лыжах.
  5. Я вижу лося.
  6. Я ловко кидаю мяч.

Салат (цепной текст).

Послушать рассказ и попробовать пересказать его.

Мама сделала салат. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала Алла. Алла съела холодный салат. Остался пустой салатник.

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила.

Целые дни Луша была с Милой.

Одевала её и обувала.

Мыла ей голову и расчёсывала волосы.

Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её.

Поплакала Луша, но куклу не оставила.

Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Чистоговорки.

Ла - ла - ла - мы собрались у стола.

Ал - ал - ал - я копать устал.

Ло - ло - ло - всё на поле зацвело.

Лу - лу - лу - заведу юлу.

Ло - ло - ло - мне в рубашке тепло.

Ил - ил - ил - в чайник воду я налил.

Ла - ла - ла - стул поставлен у стола.

Ал - ал - ал - к нам приехал самосвал.

Ла - ла - ла - ледяная скала.

Ла - ла - ла - вишня наша зацвела.

Ло - ло - ло - сел я в лодку, взял весло.

Лы - лы - лы - слетел беркут со скалы.

Ла-ла-ла-ла.

Вот летит пчела.

Лы-лы-лы-лы.

Не боюсь пчелы!

Ло-ло-ло-ло.

Вместе с той пчелой -

Лу-лу-лу-лу,

Полечу на луг.

Стихотворения.

Зима.

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все - на лыжи и коньки!

Горшок каши.

В горшке каша закипела,

Зашипела, запыхтела,

Крышечку приподняла

И наружу поползла.

Со стола, потом со стула

Потихоньку соскользнула,

Дотянулась до угла,

Всю квартиру заняла.

Осторожно дверь открыла,

По ступенькам покатила,

По дороге поплыла,

Машу каша обожгла.

Я упала, а как встала -

Словно «кашной бабой» стала.

Даше каша в рот вползла

И в карманы затекла,

В рукава к нам забежала

И стекать по пальцам стала.

Весь наш город залила.

Чудеса! Ну и дела!

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.


– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

Слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

Слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

Автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.

СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ

лОГОПЕД бУРОВЦЕВА е.а.


Спой «песенку парохода»: произноси звук л длительно на одном выдохе: л-л-л...

____________________________________________________________________________

«Подружи звуки». Покажи путь к лодке. Проведи пальчиком слева-направо.

Какие слоги получились?


Назови и раскрась картинки, названия которых начинается на Л:





_____________________________________________________________________________

Назови и раскрась картинки, в названии которых Л находится в середине слова:






Повтори слова, в которых звук Л находится в начале слова.

Игра Эхо (мама говорит «песня», …..добавляет «ласковая песня» и т. д.)

Мама - ласковая мама

Котёнок -

Игра Что есть у Лады?

Игра «Один-несколько»


Проговариваем, заучиваем

Лайка смело лает,

малышей пугает.

Лада искала булавку,

А булавка упала под лавку.


Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова.

Игра «Добавлялки»

Добавь –ла в конце слова и повтори все слово целиком

Добавь -лок в конце слова и повтори все слово

Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова

Игра «Посчитай-ка»


Одна ласточка, две ласточки, три……….., шесть ласточек. И т.д.

Придумай слово в рифму и правильно произнеси чистоговорки:

Ла-ла-ла, там высокая (скала)

Ло-ло-ло, в лодке сломано (весло)

Лу-лу-лу, я бегом бегу к (столу)

Лы-лы-лы, в доме новые (полы)

Добавь -л в конце слов. Повтори слово целиком.

Проговариваем, заучиваем

Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Игра «Превращай-ка»

Замени первый звук в слове на звук Л. Какое новое слово получилось?

Проговариваем, заучиваем

Игра «Продолжи предложение» («Скажи наоборот»)

Заяц летом серый, а зимой …

Силач сильный, а малыш…

Таблетка горькая, а шоколадка…

Персик сладкий, а лимон…

Лужа мелкая, а река…

Асфальт шершавый, а камень…

Кипяток горячий, а лед…

Волк летом сытый, а зимой…

Шарик легкий, а камень…

Волшебница добрая, а колдунья…

Пьеро грустный, а Буратино…

Зимой холодно, а летом…

Заяц трусливый, а лев…

Говорить правду хорошо, а обманывать…

Правильно произнеси чистоговорки:

Повтори слова с прямым стечением согласных

Игра «Какой? Какая? Какие?» (образование прилагательных от существительных)

Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

Ветка ели (какая?)

Цветы на лугу(какие?)

Солдатик из олова (какой?)

Свет от луны (какой?)

Юбка в полоску (какая?)

Ежик из пластилина (какой?)

Палки для лыж (какие?)

Проговариваем, заучиваем двустишия

Игра «Измени предложения»

Проговариваем, заучиваем

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

Повтори слова с обратным стечением согласных

Игра « Сложные слова»

Щенок с белой головой (какой?) - (белоголовый)

Девушка со светлыми волосами - (светловолосая)

Юноша с голубыми глазами - (голубоглазый)

Кот с толстыми лапами - (толстолапый)

Ночь с полной луной - (полнолунная)

Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Л.


Повтори слова с двумя звуками Л

Игра «Мамины ошибки» (исправь ошибки, которые допустила мама)

Катя ела (лапша)

Мила села на (лавка)

Лодка качалась на (вода)

Володя принес (белый голубь)

Мила увидела (белая луна)

Проговариваем, заучиваем двустишия:

Повтори словосочетания.

голубое облако белые флоксы тонкий чулок

теплый тулуп голодный волк тёплый чулан

белый мел спелое яблоко алый флаг

шёлковый платок весёлый бал молочная лапша

сладкая булка глубокий колодец толстая палка

тяжёлый молоток смелый солдат холодный подвал

светлый локон толстый блокнот шёлковая блузка

Игра «Исправь предложение»

    Лошадь скакала на всаднике.

    Оладьи съели Милу.

    Хозяин лаял на Полкана.

    Подсолнух полил Клаву.

    Слон нарисовал художника.

    Ёлка выросла под ландышем.

Повтори короткие скороговорки

    У ёлки иголки колки.

    Около кола - колокола.

    Ходят волки возле ёлки.

    Вкусна халва, халве хвала.

    Наш Полкан попал в капкан.

Повтори пословицы и поговорки.

Где холодно, там и голодно.

Ловит волк, да ловят и волка.

От лампы светло, от печки – тепло.

Дал меду – дай ложку.

Всякое дело делай умело.

Не зная дела не суди смело.

Делано наспех – сделано на смех.

Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают.

Придумай предложения по картинкам. Раскрась картинки.



Проговариваем рифмовки

    Главное дело я сделать сумела.

    Мел был бел, нам служить умел.

    Полы мыла Алла, Луша помогала.

Повтори трудноговорки.

Ловкие уловки у лентяя Вовки.

Стоит Слава на копне, и копна на голове.

Сел сокол на ствол, да ствол был гол.

Невесело лайке – нету балалайки.

С сосны смола сама стекла.

Составь рассказ из слов.

Мила, гулять, в, лес.

Она, увидеть, ландыши.

Ландыши, расти, под, елка.

Мила, наклониться, чтобы, нюхать, ландыши.

Мила, оставить, ландыши, около, елка.

Проговариваем, заучиваем.

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап – и все дела!

Игра «Рифмушки». (Придумай слово в рифму и повтори получившееся стихотворение)

В уголок Алеша сел, у Алеши много… (дел).

Мал для Милы стал халат и полно на нем… (заплат).

Мотылек в углу сидел, снова к лампе … (полетел).

Юля бойкая была и крутилась как … (юла).

Поднимала Мила лавку, а под ней нашла … (булавку).

Стало в доме тихо, спит в угла… (слониха).

Ответь на вопросы полными предложениями.

Что Лада сорвала с яблони?

Что Мила приготовила из клубники?

Что освещал лунный свет?

Что Слава испачкал смолой?

Что клоун делал под куполом?

Что Володя увидел за селом?

Где Слава слушал пение соловья?

Проговариваем, заучиваем.

Колосок стоял, стоял,

Опустил головку.

Мышка тихо подхватила,

Унесла в кладовку.

Составь рассказ по картинке, используя как можно больше слов со звуком Л.

Поделиться: