Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение -

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЛИЧНОСТЬ»

городского округа Тольятти Самарской области

445057, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81, тел. (8482)3 4 81 41

Программа индивидуальной коррекционной работы

По развитию словесно – логического мышления у обучающихся 2 -3 классов

Ф.И. ребенка ____________________________

Школа, класс ___________________________

Возраст _________

Результаты первичной диагностики (являются основанием для выбора направлений коррекции ): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель: развивать словесно - логическое мышление младших школьников.

Задачи программы:

  1. Активизировать словарный запас.
  2. Анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).
  3. Развивать гибкость мышления.
  4. Развивать навыки прогнозирования, самоконтроля, оценивания результатов своей деятельности.

Программа рассчитана на 18 часов, 1-2 раза в неделю.

Срок реализации программы с_______ 20 г. по _______ 20 г.

Педагог-психолог: __________________________________________

Учебно-тематический план программы «Развитие словесно – логического мышления»

Дата

проведения

Решаемые задачи

Отслеживание динамики

Активизация мыслительной деятельности.

Разминка

  1. Рисование по точкам.
  2. Дорисовывание фигур.
  3. Закончи предложение одним словом.
  4. Найди лишнее слово

Рефлексия занятия.

Работа с понятиями.

Разминка

  1. Перересуй точки.
  2. Часть – целое.
  3. Зачеркни лишнее.
  4. Какой картинки не хватает?

Рефлексия занятия.

Работа с определениями.

Разминка

  1. Найди образец.
  2. Продолжи ряд чисел.
  3. Продолжи словосочетание.

Рефлексия занятия.

Обобщение понятий.

Разминка

  1. Найди образец.
  2. Найди одинаковые буквы.
  3. Назови, одним словом.
  4. Лишнее слово.

Рефлексия занятия.

Сравнение предметов и явлений окружающего мира.

Разминка

  1. Ответь на вопросы.
  2. Найди лишнее слово
  3. Сравни.

Рефлексия занятия.

Расширение границ понятий.

Разминка

  1. Найди лишнее слово»
  2. Назовите как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
  3. Упражнение найди исходные слова.
  4. Дорисуй фигуру.

Рефлексия занятия.

Развитие функции - обобщение, совершенствование зрительно-моторной координации.

Разминка

  1. Рисование по клеткам.
  2. Рисование по точкам.
  3. Назови, одним словом.
  4. Найди предметы и животных.

Рефлексия занятия.

Развитие умения находить сходство и различие предметов и явлений.

Разминка

  1. Найди противоположное слово.
  2. Назови, одним словом.
  3. Выбери наиболее подходящие понятия.
  4. Допиши слова.

Рефлексия занятия.

Развитие зрительно – слуховой координации, орфографической зоркости.

Разминка

  1. Найди лишнюю картинку.
  2. Найди ошибку.
  3. Вспомни слова.

Рефлексия занятия.

Развитие гибкости мышления.

Разминка

  1. Расшифруй слова.
  2. Реши кроссворд.
  3. Найди лишнее слово.

Рефлексия занятия.

Развитие гибкости мышления.

Разминка

  1. Зашифруй слово.
  2. Реши кроссворд
  3. Найди лишнее слово

Рефлексия занятия.

Развитие гибкости мышления

Разминка

  1. Реши кроссворд «Транспорт».
  2. Реши кроссворд
  3. «Упрямый как…».
  4. Реши кроссворд, угадай заданное слово.

Рефлексия занятия.

Формирование умения выполнять задание по аналогии.

Разминка

  1. Аналогии.
  2. Нарисуй узор.
  3. Продолжи ряды.

Рефлексия занятия.

Развитие умения – сравнения находить понятие по определенному признаку.

Разминка

  1. Закончи словосочетание.
  2. Нарисуй узор.
  3. «На чашку чая».

Рефлексия занятия.

Активизация словаря.

Разминка

  1. Закончи слова.
  2. Нарисуй узор.
  3. Сканворд.

Рефлексия занятия.

Активизация словаря.

Разминка

  1. Закончи слова.
  2. Рисование по клеточкам.
  3. Заполните пропуски в предложениях.
  4. Кросворд.

Рефлексия занятия.

Развитие скорости и гибкости мышления

Разминка

  1. Ответь на вопросы.
  2. Задачи на смекалку.
  3. Разгадай имена.
  4. Общие признаки

Рефлексия занятия.

Работа с понятиями.

Разминка

  1. Раздели на группы буквы.
  2. Раздели на группы Цифры.
  3. Определи понятие.
  4. Сравнение.

Рефлексия занятия.

ЛИТЕРАТУРА:

http://сайт/sites/default/files/2015/03/26/razvitie_logicheskogo_myshleniya_v_nachalnoy_shkole.docx

http://works.doklad.ru/view/30pGufJxmUM/all.html

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Задание1.Соедини точки.

Задание 2. Дорисуй фигуры.

Задание 3. Закончи предложение, одним словом.

  • Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
  • Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
  • Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
  • Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
  • Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
  • Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку

Задание 4. Выбери из 3-х слов одно лишнее, с учётом выделенного признака, и подробно объясни свой выбор.

  • Цвет:

Цыплёнок, лимон, василёк.

Огурец, морковь, трава.

Халат врача, помидор, снег.

  • Форма:

Телевизор, книга, колесо.

Косынка, арбуз, палатка.

  • Величина:

Бегемот, муравей, слон.

Дом, карандаш, ложка.

  • Материал:

Банка, кастрюля, стакан.

Альбом, тетрадь, ручка.

  • Вкус:

Конфета, картошка, варенье.

Торт, селёдка, мороженое.

  • Вес:

Вата, гиря, штанга.

Мясорубка, перышко, гантели.

Предварительный просмотр:

Занятие № 2

Задание 1. Перерисуй точки.

Задание 2.

Игра " Часть - целое"

  • Стрелка – часы, колесо –
  • Колесо – круг, ковёр –
  • Белка – дупло, медведь –
  • Кофта – шерсть, шуба –
  • Магазин – продавец, больница –
  • Рыба - река, птица –
  • Ваза – стекло, кастрюля-
  • Молоко – масло, мясо –
  • Коза – капуста, белка –
  • Лошадь – сено, кошка –
  • Чай – печенье, суп –
  • Стул – спинка, корабль –
  • Ракета – космос, самолёт –
  • День – обед, вечер –
  • Инструмент – работа, кукла –
  • Охотник – ружьё, рыбак –
  • Слово – буква, дом –
  • Ногти – ножницы, борода –
  • Дождь – сырость, жара –
  • Лес – деревья, поле –
  • Лиса – хитрость, заяц –
  • Палец – кольцо, ухо –
  • Лимон – кислота, конфета –
  • Школа – ученик, больница –
  • Вулкан – извержение, река –
  • Задача – решение, вопрос –
  • Писатель – книга, скульптор –
  • Море – капля, толпа –
  • Автомобиль – дорога, поезд –
  • Поезд – станция, самолёт –
  • Цветок – бутон, листок –

Задание 3. «Зачеркни лишнее»

Кастрюля, сковорода, мяч , тарелка.

Ручка, кукла , тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли , платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый , радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный , синий, оранжевый.

Автобус , колесо , троллейбус, трамвай, велосипед

Задание 4. Какой картинки не хватает?

Предварительный просмотр:

Занятие № 3

Задание.1.

Задание 2. Дорисуй недостающие фрагменты.

Задание 3. Продолжи ряд чисел.

1,3,5 ______________
3,6,9______________
2,4,6 ______________

Задание 4. «Закончи словосочетания».

хитрая, рыжая_____________________________________;

настольная________________________________________;

репчатый__________________________________________.;

спелое сладкое_____________________________________;

душистое туалетное____________________________________;

куриное_______________________________________________;

зеленый_____________________________________________;

желторотый____________________________________________;

колючий_________________________________________________

Предварительный просмотр:

Занятие № 4

Задание 1 . «Найди такой же»

Задание 2. «Найди одинаковые буквы»

Оборудование : буквы, разбросанные по листу

Задание 3. Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

Задание 4. Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Задание 5. Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.________________________________
Кора, лото, боксер._______________________________
Молоко, нерест, тарелка.__________________________

Предварительный просмотр:

Занятие № 5

Задание 1. Ответь на вопросы .

Чем отличается 4угольник от 5угольника?

Назови общие признаки предметов: кошки собаки

Назови общие признаки предметов: яблоко арбуз

Чем отличаются предметы: ручка карандаш

Чем отличаются предметы: книга тетрадь

Чем отличаются предметы: сани телега

Чем отличаются: рассказ стихотворение

Чем отличаются осень и весна

Чем похожи береза и осина

Чем отличаются лето зима

Назови общие признаки: ромашка василек

Чем отличаются: дерево кустарник

Назови общие признаки: воробей ворона

Задание 2. Найди лишнее слово. Как можно назвать одним словом оставшиеся слова?

Найди лишнее слово: пасмурно, ненастно, ясно, дождливо.

Найди лишнее слово: справедливость, доброта, зависть, честность.

Найди лишнее слово: красный, желтый, спелый..

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?__________________

Найди лишнее слово: лето, весна, понедельник, зима.

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? __________________

Найди лишнее слово: дождь, снег, осадки, иней, град.

Найди лишнее слово: запятая, точка, союз, двоеточие..

Найди лишнее слово: сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? ____________________

Найди лишнее слово: сладкий, кислый, горячий, горький.

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?_____________________

Найди лишнее слово: приставка, предлог, суффикс, окончание.

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? ____________________

Найди лишнее слово: апельсин, капуста, яблоко, лимон.

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?____________________

Задание 3. Задания на сравнение :

Сравнение по цвету.

а) синего цвета
б) жёлтого цвета
в) белого цвета
г) розового цвета.

Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:

а) квадратной формы
б) круглой формы
в) треугольной формы
г) овальной.

Сравним 2 предмета:

а) грушу и банан
б) малину и клубнику
в) санки и телегу
г) автомобиль и поезд.

Сравним времена года:

Расскажи об особенностях времён года.

Предварительный просмотр:

Занятие № 6

Задание 1. «Найди лишнее слово»

  1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. Яблоко, слива, огурец, груша.
  4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
  5. Час, минута, лето, секунда.
  6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
  8. Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
  9. Береза, дуб, сосна, земляника.
  10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Задание 2. Назовите как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

  1. Назовите слова, обозначающие деревья (береза, дуб, ель, рябина).
  2. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).
  3. Назовите слова, обозначающие зверей.
  4. Назовите слова, обозначающие домашних животных.
  5. Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.
  6. Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.
  7. Назовите слова, обозначающие водный транспорт.
  8. Назовите слова, относящиеся к искусству.
  9. Назовите слова, обозначающие овощи.
  10. Назовите слова, обозначающие фрукты.

Задание 3. Упражнение найди исходные слова

ЛБКО, РАЯИ, РКДЕТИ, УПКС, ОКОРАВ

_________________________________________________________________________________

Задание 4. Задание: Дорисуй фигуру.

Предварительный просмотр:

Занятие № 7

Задание 1. Дорисуй:

Задание 2. Дорисуй:

Задание 3. Назови, одним словом:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 4. Найди предметы и животных :

Предварительный просмотр:

Занятие № 8

Задание 1. Найди противоположное слово:

1. Начало - _______________________________

2. Кривой - ________________________________

3. Пасмурный - ____________________________

4. Мягкий - _______________________________

5. Далекий - __________________________________

6. Грубый - __________________________________

7. Острый - _____________________________________

8. Совестливый - ________________________________

9. Застенчивый - _________________________________

10. Мелкий - глубокий_______________________________

Задание 2. Упражнение "Назови одним словом"

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;_________________________
- Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;_________________________
- Шарф, варежки, пальто, кофра, штаны___________________________

Задание 3. Выбери два наиболее подходящих понятия:

Сад - (деревья, садовник, собака, забор, земля),

Мышь - (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка),

Река - (берег, рыба, рыболов, тина, вода),

Лев - (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза),

Лицо - (цвет, волосы, очки, нос, усы).

Задание 4. Допиши слова:

Портной - это ____________________ который шьет одежду.

Сапожник - это человек, который_______________________________

Учитель - это ____________- который___________________________

Сахарница - это посуда для____________________________________

Масленка - это_______________________________________________

Берлога - это жилище для______________________________________

Предварительный просмотр:

Занятие № 9

Задание 1.

Задание 2. «Найди ошибку».

1. Хозяйка сварила зуб.

2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.

3. У девочки болел суб.

4. На лугу паслась коса.

П-В

1. Воду хранили в почке.

2. На цветке сидела папочка.

3. Мальчик бил воду из стакана.

4. Из чайника шел бар.

Д-Т

1. В этом томе я живу.

2. У меня взрослая точка.

3. На лугу росла густая драва.

4. В конце предложения надо ставить дочку.

Г - К

1. Футболисты забили кол.

2. Собака грызла гости.

3. В этом доме я живу третий кот.

4. Учитель поставил мальчику гол.

Ж-Ш

1. В руке у мальчика воздушный жар.

2. После дождя образовалась большая луша.

3. Летом я шил у бабушки.

4. Раскаленная печка давала сильный шар.

Ш-С

1. В нашем доме отремонтировали крысу.

2. Я люблю пить томатный шок.

3. Из норы выбежала большая черная крыша.

4. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.

Задание 3. Вспомни слова.

Напиши 5 слов начинающихся на букву А_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напиши 5 слов оканчивающихся на букву Т_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Занятие № 10

Задание 1. Расшифруй слова.

2,1,14,11_________________________________

11,15,19__________________________________

13, 20,22,1________________________________

Задание 2 . Угадай как зовут щенка.

Задание 3. Найди слова, какого нет в задании.

СЛИВКИ
ТВОРОГ
ПРОСТОКВАША
МОЛОКО
СМЕТАНА
РЯЖЕНКА
ЙОГЕРТ
КЕФИР

Предварительный просмотр:

Занятие № 11

Задание 1. Зашифруй слова.

Название города_________________________________

Название блюда__________________________________

Название вида спорта________________________________

Задание 2.

Задание 3.

Предварительный просмотр:

Занятие № 12

Задание 1.

Задание 2.

Количество детей : 9 человек, возраст - 6 лет

Класс: 1 русский

Тема занятия : Коррекционное занятие «Весёлые человечки»

Цели : развитие произвольного внимания, развитие опосредованного мышления, обучение моделированию содержания текста с последующим воспроизведением содержания.

Формы, приёмы и методы работы: коллективная работа, самостоятельная работа.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Упражнения на внимание.

3. Задания на мышление.

4. Моделирование сказки.

5. Воспроизведение сказки с опорой на модель.

6. Рефлексия.

Ожидаемый результат:

После проведения коррекционного занятия у детей развиваются навыки произвольного внимания, опосредованного мышления. Моделируя содержание текстов, учащиеся воспроизводят его с опорой на модель.

Материалы: изображение животных (6 картинок) - загадки подбираются в соответствии с изображениями животных; геометрические фигуры: большие и маленькие круги, квадраты и треугольники - каждая фигура красного, синего и жёлтого цвета; схемы «весёлых человечков». Для рефлексии бабочки, цветок, гриб, листик.

Ход занятия:

Психолог приглашает детей к путешествию на лесную полянку.

Педагог - психолог : Сегодня на занятии мы не только выполним разные задания, но и совершим воображаемое путешествие на лесную полянку.

Ребята встают в круг, водящий отворачивается. Все припевают:

«Оля ты сейчас в лесу, мы кричим тебе « Ау!».

Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай ».

Один из играющих называет водящего по имени, водящий узнаёт и называет того, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза.

Упражнение « Узнай друга»

Педагог - психолог : Чтобы не потеряться в лесу, посмотрим, насколько вы внимательны друг к другу, узнаете ли вы друг друга по описанию.

Два ученика встают спиной друг к другу, а психолог задаёт по очереди каждому из них вопрос, касающийся внешности того, кто стоит к нему спиной.

У Саши зелёная или синяя рубашка?

Катя в сапожках или в кроссовках? И т.д.

Упражнение «Прятки»

Педагог - психолог: Звери очень осторожны и поэтому, увидев людей, прячутся. Психолог на глазах у детей прячет «животных» за геометрические фигуры.

Медведь спрятался за большой жёлтый круг, ёж за маленький жёлтый круг, волк за большой красный квадрат, заяц за маленький красный квадрат, олень за большой зелёный треугольник, белка за маленький зелёный треугольник.

Загадки:

Педагог - психолог: Звери покажутся, если мы отгадаем про них загадки.

1. Кто зимой холодный

Бродит злой, голодный (Волк)

2. Я колючий, меня не возьмёшь

Я называюсь……….. (Ёж)

3. Он в дупло засунул лапу,

И давай рычать, реветь,

Ой какой же ты сластёна

Косолапенький ……… (Медведь)

4. Зимой белый, летом серый (Заяц)

5. Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

орешки я грызу. (Белка)

6. Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

Педагог - психолог: Запомнили, кто за какой фигурой прятался?

Ребята должны вспомнить, кто за какой фигурой прятался, то есть вновь «спрятать».

Упражнение « Классификация»

Педагог - психолог: Расположите рядом фигуры, подходящие друг другу по одинаковым признакам.

Используются большие и маленькие круги, квадраты, треугольники трёх основных цветов. Психолог помогает детям решить, по какому из признаков раскладывать фигуры:

форме, цвету, размеру.

Упражнение « Весёлые человечки» Физкультминутка

Дети выполняют движения, изображённые схематично на картинках.

Моделирование сказки

Педагог - психолог : Вы хорошо потрудились, пришла пора отдохнуть, сказку послушать.

1. Психолог читает сказку Н.Павловой « Земляничка».

Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!».

Услышала комарика птичка , полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика мышка , побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика лягушка , поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара змея , поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.

Набежала на солнышко туча . Увидел её комар и запищал: « Дождь пойдёт: мокрый, холодный!»

Услышала комара птичка - скорей на дерево.

Услышала комара мышка - скорей в норку.

Услышала комара лягушка - скорей под листок.

Услышала комара змея - скорей под корень.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

2. При повторном чтении дети моделируют сказку, наклеивая на бумагу фигуры разного цвета, обозначающие героев сказки и последовательность происходящих событий (солнце - жёлтый круг, земляника - красная, туча- голубая и т.д.)

3. Дети рассказывают сказку с опорой на модель.

Занятие завершается, и нам пора возвращаться. Наше путешествие было волшебным.

Если закрыть глаза и сосредоточится на одну минуту, то мы снова окажемся в классе.

Рефлексия занятия:

Что вам понравилось? Что запомнилось?

На доске цветок, грибок и листик. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то посадите бабочку на цветок, если не очень понравилось, то на грибок. А если вообще не понравилось, то на листик. Учащиеся выходят по одному.

Татьяна Бурая
Семинар по обмену опытом на тему «Условия и правила проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста»

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. В нашем случае – это коррекционно-развивающая среда : разработка разновариативных моделей (игры –путешествия, литературные гостиные, устный журнал, беседы, клубы и др.)

Коррекционные занятия - это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных знаний и умений . Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др., вызывающих у детей так называемые школьные трудности , в развитии познавательных процессов.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционные занятия рекомендуется проводить 1 раза в неделю . Занятия могут проводиться как в первую , так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15-30 мин .. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными : сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.

Немаловажным фактором является определение структуры занятия , которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности : организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач . Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ :

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель : что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 5-7 мин занятия целесообразно проводить физминутки , используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки , упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки , далее организовать повторение (более легкое задание, затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить .

5. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте с подведением итогов прошедшего занятия .

На занятиях можно выполнять рисунки, орнаменты, аппликации, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану, составленному взрослым. С помощью игр и упражнений необходимо сформировать у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания (Мозаика, Сложи картинку) . Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание и зрительное восприятие.

Пристальное внимание необходимо уделять коррекции и развитию мелкой моторики рук. Управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи.

Для развития движений руки на занятиях можно использовать традиционные формы работы : обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы. Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком : “Я пеку, пеку, пеку”, “Найди предмет”, “Оставь след”, “Рисунки на песке; игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Игры с крупой, мелкими камешками, орехами, природным материалом. Например : “Помоги Золушке перебрать крупу”, “Собери маме бусы”, “Угадай на ощупь”, “Выложи узор”.Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами различной фактуры (мех, кожа, бархат, шерсть, дерево, фольга) .

Предлагать шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер.

Особою роль в развитии играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения : симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток, журналов. Прищепки – очень любопытная игра , и хорошая гимнастика для рук. Складывание фигурок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.

Пальчиковые игры занимают важное место в формировании мелкой моторики. Это инсценировка историй, сказок при помощи пальцев. Для развития общей и крупной моторики необходим спортивный инвентарь, шнуровки,мозаики, кольцебросы, массажные коврики…

Систематические занятия конструированием интенсивно развивают у детей сенсорные способности. Для этого необходимо иметь строительные конструкторы разного размера, с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, логический куб, геометрическое лото, вкладыши -формы и т. д.

Основные методы коррекционно-развивающих занятий , используемые мною в работе с младшими школьниками – это игровые методы. Игра- это ведущий вид деятельности для младших школьников . Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребёнка, его существование, мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение и другие психические функции.

Проведение коррекционных занятий предполагает наличие дидактических игр разного вида (демонстрация) . Необходимо иметь картотеку игр :

по развитию речи, игры на релаксацию, гимнастики для речевого аппарата, упражнения на дыхание, разные виды массажа (лица, шеи, головы и т. д., игры на общение, разные виды психогимнастики, игры и упражнения с разным уровнем двигательной активности, игры на внимание, на развитие памяти, логического мышления и т. д.

И сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в одном из таких коррекционных занятий . В процессе занятия мне хотелось бы слышать ваши высказывания, ответы на вопросы, которые я вам буду задавать. Будьте, пожалуйста, активны.

Перед каждым занятием у нас проводится игра- приветствие , которая способствует повышению общего эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе. И сейчас вместе со мной повторяйте слова и движения :

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, я вас всех приветствую!

1. РАЗМИНКА

Цели : создание положительного рабочего настроя в группе, подготовка к предстоящей деятельности.

Игра “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция : встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо , потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (игра на повторение и новый материал)

Игра “Загружаем корабль”

Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на корабле.

Нам нужно загрузить корабль пассажирами с именами, начинающимися на букву “А”.

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т. д.)

Загрузив наш корабль всем необходимым мы отправляемся в плавание… . и вдруг (звучит музыка шторма)

Игра “Необитаемый остров”

“Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм!

На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть. Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Все поочереди достают из мешочка по одному предмету и рассказывают, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке :

Газета, спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат .

Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт , полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, воображение, тактильные ощущения.

3. ФИЗМИНУТКА

Игра «Лавата»

Все берутся за руки в кругу. Идут приставным шагом и повторяют слова : Дружно танцуем мы, тра-та-та, танец любимый наш лавата. Играющие останавливаются, ведущий говорит : Мои локти хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за локти и повторяют танец. Затем ведущий говорит : Моя шея хороша, а у соседа лучше. Все выполняют другие движения и т. д.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цели : проверка полученных на занятии навыков , закрепление положительных эмоций, подведение итогов.

В конце каждого занятия проводится упражнение на релаксацию.

Цели : для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Игра «Облака»

Рефлексия “Все у меня в руках”:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

Больше всего мне понравилось…

В дальнейшем я буду использовать…

Здесь я сегодня узнал (а) нового…

Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

Неожиданным для меня сегодня было…

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу . Уделяйте достаточно времени для игр.

педагог-психолог

МБОУ «Уваровщинская СОШ»

Е.М. Карпик

Коррекционное занятие для младших школьников

Цель: развитие основных мыслительных операций.

Задачи:

1. Коррекционная: коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

2. Воспитательная: воспитание чувства дружбы и взаимопомощи.

3. Речевая: выбор грамматически верных форм слов в составе предложения.

Оборудование : карточки с индивидуальными заданиями, мяч.

Продолжительность занятия 30-40 минут.

Участники : школьники 1-2 классов.

Ход занятия

    Вводная часть

1.Ритуал приветствия: дети стоят по кругу парами, берутся за руки, смотрят партнеру в глаза и дарят ему, молча, самую добрую улыбку (каждый раз дети в парах меняются).

2.Разминка. Отгадай загадки о профессиях и изобрази, как работают люди этих профессий:

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу (шофер).

Ребята изображают действия шофера.

Вот на краешке с опаской,

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро (маляр).

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе,

Все дорожки подметет,

И песком посыплет лед. (дворник)

    Основное содержание занятия

Игра «4 лишний»:

    роза, лилия, герань, ромашка, патиссон,

    пруд, ручей, море, мост, болото,

    машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка,

    клен, береза, орешник, дуб, осина,

    Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей,

    машина, телега, корабль, человек.

Игра «Обобщи»:

    Липа –дуб –береза –клен –ива

    Тетрадь –ручка –карандаш –кисточка –пенал

    Машина –самолет –вертолет –поезд –автобус

    Диван –кровать –стул –стол –шкаф

    Банан –яблоко –апельсин –лимон –груша

    Редиска –лук –картофель –морковь-помидор

    Чашка –тарелка –вилка –ложка-чайник

    Заяц –белка –медведь –волк –лиса

    Земляника –клубника –смородина –малина –вишня

    Ворона –синица –воробей –дятел –снегирь

Игра «Три стихии»:

Ведущий бросает кому-то из играющих мяч, произнося при этом название какой-либо стихии. Если он скажет слово «вода» - ребенок называет обитателей водной стихии; «земля» - животного; «воздух» - птицу, при этом возвращает мяч обратно ведущему.

Игра «Кто это?»:

Пример: варит – повар

    Учит - …

    Лечит - …

    Рисует - …

    Поет - ..

    Метет - …

    Пишет - …

    Красит - ..

    Играет на музыкальных инструментах - …

Игра «Пропавшие слова»

У детей на карточках текст, в котором некоторые слова пропущены. Задание: вставить пропущенные слова:

Вот так сом!

Утром мальчики взяли свои удочки и отправились…………… рыбу. Насадили на …………….. наживку, забросили в речку ……….. Ждут. Вдруг ………. резко натянулась. Ребята изо всех сил …………. добычу, но никак не могли вытащить рыбу на………. Из воды показалась усатая ………… сома. С трудом подтащили ребята добычу к …….. Рыбу ………. на весы, в ней оказалось двадцать ……….. Вот так сом!

    Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. (Хорошо, когда тебя любят.) Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт дружбу. (Хорошо, когда с тобой дружат.) Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучики с добром, лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку. Звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. Руки в стороны. Открываем глаза. Мы постарались в себе сотворить солнце, которое будет согревать нашу дружбу.

    Рефлексия занятия

С чем мы познакомились на нашем занятии?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Для чего мы играем в эти игры?

    Ритуал прощания

Дети стоят по кругу парами и со словами «мне приятно было с тобой общаться» хлопают по ладошкам друг друга.

Использованные источники:

    Абрамова Г.С. Об улыбке, букве «Я», словах «надо» и «нельзя»: материалы для психокоррекционных и развивающих занятий с младшими школьниками.- Волгоград: ВГПИ им. Серафимовича,1992

    Битиянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: Генезис, 1998

    Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001

    Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М.: Новая школа, 1993

Поделиться: