Церковь Иверской иконы Божией Матери. Церковь иверской иконы божией матери Церковь иверской божьей матери на большой ордынке

Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье. Фото:Ludvig14

Адрес: ул. Большая Ордынка, 39

Иверская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон на Руси. Сама же Иверская икона названа так по имени Иверского монастыря на Святом Афоне. Чудесным образом обретенная, она до сих пор висит над вратами обители, коее место, по преданию, она сама себе и выбрала. Отсюда, кстати, и ее другое название – Вратарница.

В середине 17-го века принесены были на русскую землю несколько списков с иконы, из которых наиболее прославился список в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, которые с тех пор стали зваться Иверскими воротами.

Неудивительно, что появились на Руси монастыри и храмы в честь Иверской Иконы Божией Матери.

Церковь Иверской Иконы Божией Матери, что ныне стоит на Большой Ордынке, 39, первоначально именовалась Церковью Георгия Великомученика. Известна она как деревянная с 1625 года. Спустя полвека на свои средства купец Семен Потапов поставил каменный храм.

Еще сто лет спустя, в конце века 18-го, прихожанин Иван Савинов просил позволения обновить здание Георгиевской церкви. Однако же храм так обветшал, что обновит его не получалось, и фактически здание было выстроено заново. Вот тогда-то главный храм и был освящен в честь Иверской иконы, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия.

Храм завершили в 1802 году, и в это же время сюда перенесли список с Иверской иконы, который был заместительным у известного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставляли вместо основного образа в этой часовне, когда основной брался для совершения крестных ходов, или для поклонений и молитв выставляли его в храмах и монастырях Москвы и России.

С тех самых пор комплекс церкви Иверской иконы Божией Матери считается одним из лучших образцов московского классицизма конца XVIII- начала XIX веков.

Храм закрыли в 1929 году. Снесли главу и колокольню, а само здание использовали для различных, далеких от церковных нужд. Одно время в здание даже размещался кинотеатр.

Реставрационные работы начались лишь в 1990 году. А открылся храм в 1994-м.

Контакты: храма Иверской иконы Божьей Матери на Всполье

Адрес: ул. Большая Ордынка, 39

Ближайшие станции метро:

Фото: Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке

Фото и описание

Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке возведена в период с 1993 года по 1995 год. Часовня освящена 26 октября 1995 года в честь Иверской иконы Божией Матери.

Церковь-часовня состоит при средней общеобразовательной школе с этнокультурной грузинской составляющей. В здании школы ранее (в 1988 году) был открыт детский сад для грузинских детей, а позже открыта школа.

Церковь-часовня Иверской иконы Божией Матери представляет собой небольшое здание восьмиугольной формы. Здание башнеобразное без выделенной апсиды. С западной стороны здания находится притвор. Восьмискатная крыша здания увенчана крестом.

Интересна история иконы Божией Матери «Иверская» «Вратница». В 9 веке близ города Никеи (ныне территория Турции) в доме благочестивой вдовы находилась икона Божией Матери. Это были времена иконоборства. Когда икону нашли воины, целью которых было находить и уничтожать иконы Богородицы, вдова упросила за вознаграждение оставить ей икону до утра. Воины согласились, но, уходя, один воин ударил копьем в лик Богородице. Мгновенно из пронзенной иконы потекла кровь. Испугавшись, воины ушли. Вдова отнесла икону к морю и опустила в воду, желая спасти икону. Икона не легла на воду, а стоя двинулась по морю.

Через два века икона была обретена монахами Иверской обители в Афоне. Ее поместили в храм, но утром нашли над воротами. Так повторялось несколько раз. И вот Пресвятая Богородица явилась преподобному Гавриилу и сказала, что не хочет быть хранимой иноками, а желает сама быть Хранительницей. Иноки возвели надвратную церковь. В ней чудотворная икона находится поныне. «Иверской» икона названа по имени обители, а по месту нахождения – «Вратницей».

О чудотворной иконе хорошо знали в России. В царствование Алексея Михайловича в Иверском Афонском монастыре был заказан список иконы. Доску для иконы изготовили из кипарисного дерева. После Божественной литургии смешали святую воду и частички святых мощей. Иконописец смешал их с красками и написал икону Божией Матери. В октябре месяце 1648 года икону привезли в Москву. Ее торжественно встречал царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и множество людей. С тех пор это одна из самых чтимых православных икон.

Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.

Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.

Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик , который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.

При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.

Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.

Первая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери , расположенная «на Всполье» (по иному - в Ордынцах) появилась на этом месте до 1673 года. Средства на постройку культового здания выделил купец И.С. Потапов.

Святыня в нынешнем виде была отстроена в период с 1791 по 1802 годы. В этот раз деньги пришли от другого представителя купечества - И.И. Савина. Считается, что архитектурный проект разработал зодчий Иван Васильевич Еготов, но документально это никак не подтверждается.

Из истории храма

В течение всего девятнадцатого века храм неоднократно обновляли, но существенных изменений в его первоначальный облик не внесли.

Иверский храм построен в виде цилиндра, венчает который единственный купол в виде полусферы. Строение относят к стилю московского классицизма, который был востребован с конца XVIII столетия.

Широкая трапезная представлена тремя объемам - центральным, в виде квадрата, и двух боковых, в форме овала. В последних расположены пределы, освещенные в честь: первый - во имя Иоанна Воина, второй - во имя Георгия Победоносца. Колокольню устроили прямо над входным порталом, что привело к сужению центрального зала.

В 1930 году храм во имя Иверской иконы Богоматери закрыли. Со временем внутренние помещения разбили на три яруса, а храмовую колокольню и вовсе снесли. За советский период святыня потеряла ионические капители. Исчезли и базы колонн располагавшегося на центральном входе портика.

В разное время здесь размещались то клуб московского вагоноремонтного завода, то выставка современного искусства.

В 1994 году храм вернули в лоно Русской Православной церкви. Здесь начались восстановительные работы, вновь была отстроена колокольня.

По соседству с храмовым двором расположена бывшая усадьба Кириевских-Морозовой-Карпова , обитатели которой были прихожанами этой святыни.

Церковь построена в 1791-1802 гг. на средства купца И. И. Савина. С учётом сухих, упрощённых классических форм постройки авторство приписывают архитектору И. В. Еготову. Известно, что вначале была выстроена новая трапезная с двумя приделами - Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери. Позже над западной частью трапезной возвысилась колокольня, а по сторонам церкви вдоль Большой Ордынки до переулка с одной стороны и до владения Киреевских с другой протянулась кирпичная ограда с двумя парами ворот и металлическими решетками (позднее поставили такую же ограду и вдоль переулка). Главный храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия.

В 1842 г. соорудили новую колокольню. Она поставлена непосредственно над входным порталом, сужая пространство центрального объёма трапезной. Нижний ярус колокольни - квадратный, верхний - круглый, украшен пилястрами коринфского ордера. Цилиндрический ярус звона увенчан шпилем. Собственно храм - ротонда в стиле классицизма. Окна в оригинальном обрамлении (тонкие колонны, сгруппированные попарно над карнизом, по углам - крупные шишки). Сильно выдающиеся выступы украшены портиками. Храм последовательно обновлялся в течение XIX века без существенных изменений архитектурного облика. В интерьере сохранились фрагменты клеевой и масляной стенной росписи первоначального периода и второй половины XIX в.

В 1930 г. храм закрыли. В нём размещались клуб, учреждения, галерея современного искусства. Богослужения возобновились с 1992 г.



Первое упоминание о существовании храма "на Всполье" (т.е. близ поля), посвящённого тогда вмч. Георгию Победоносцу, относится к 1625 году. В 1673 году первоначальную деревянную церковь сменила каменная - с приделом мч. Иоанна Воина. Видом своим она была подобна Никольской церкви в Пыжах - пятиглавая, с шатровой колокольней. В конце ХVIII века храм признали обветшавшим и разобрали, а на его месте выстроили в 1798-1802 годах ныне существующий - по проекту ученика М.Ф. Казакова И.В. Еготова. При перестройке изменилось и посвящение главного престола (возможно, так уважили желание храмоздателя - купца И.И. Савина). Прежнее название сохранилось в посвящении одного из приделов, расположенного в трапезной. Второй придел остался во имя Иоанна Воина. В конце 1920-х - начале 1930-х годов храм закрыли, колокола на колокольне и главка церкви были сброшены, верхний ярус звонницы разобрали. Внутреннее убранство также не удалось спасти от разорения, лишь несколько икон (в том числе храмовый Иверский образ) сумели перенести в церковь Николая Чудотворца в Кузнецах. Впоследствии вплоть до начала 1990-х годов здание церкви использовалось под клуб. Сейчас она возвращена верующим и отреставрирована.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

Поделиться: